image

«В поисках истины»: южноуральские учёные воссоздали процесс образования вещества Челябинского метеорита

Наука
10:25
365 просмотров

В феврале этого года исполнилось семь лет с момента падения метеорита в Челябинске. Кстати, сайт «Говорит Сатка» к этому событию подготовил воспоминания очевидцев. Если вдруг не читали, перейдите по ссылке – интересно.

И, вот, - очередные новости о загадочном «госте». В Уральском федеральном университете (УрФУ, Екатеринбург) экспериментально смоделировали процесс образования вещества в знаменитом Челябинском метеорите – статья об эксперименте и его результатах опубликована в журнале Planetary and Space Science, сообщает агентство новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу вуза.

«Значение модели в том, что, связав все элементы строения метеорита и процессы снаружи и внутри него, мы показали, в каких условиях, при каких нагрузках с большой долей вероятности “сложилось” его вещество», – объясняет руководитель научной лаборатории Extra Terra Consortium, профессор УрФУ Виктор Гроховский.

Для проведения ударного эксперимента из вещества Челябинского метеорита был вырезан сферический образец светлой литологии диаметром 4 см (фрагменты светлой литологии максимально соответствуют первоначальному веществу родительского астероида). Помещенный под вакуумом в стальной контейнер толщиной 6 мм, образец был подвергнут воздействию сходящейся ударной волной, созданной взрывом снаружи стальной оболочки, с постепенным увеличением давления (от ~15 гигапаскалей во внешнем слое образца более чем до 400 гигапаскалей в его центре) и температуры (свыше 1 100 градусов по Цельсию в центре образца).

После проведения эксперимента образец охладили до комнатной температуры (при этом скорость падения температуры в центре шара достигала 80оС/сек), а затем распилили на тонкие срезы. Изучив срезы с помощью оптической и электронной микроскопии, ученые обнаружили четыре визуально различимые структурные зоны, демонстрирующие разные степени метаморфизма, в зависимости от мощности ударного воздействия, уровней давления и температуры – светлую, темную, смешанную литологии, а также ударный расплав (в последовательности от поверхности сферического образца к его центру), уточняет «Доступ».

Фото: doska.kp.ru