image

Психолог рассказала саткинцам о том, что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

icon 15:02
icon 523 просмотра
Психолог рассказала саткинцам о том, что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Что является главными причинами детской и подростковой жестокости? Почему в последние годы дети и подростки не просто дерутся, как это делали дети раньше, а устраивают настоящие издевательства над более слабыми, да ещё и снимают всё это на видео и выкладывают в социальные сети? Можно ли решить это воспитанием, лечением,общественным порицанием, запретами, встречной общественно-допустимой жестокостью? На эту тему журналист сайта «Говорит Сатка» пообщался психологом Оксаной Лунеговой (на фото ниже - прим. ред.) из Екатеринбурга.

Но сначала приведём примеры. Поисковые системы в Интернете на запрос: «Избивали и снимали на видео» выдаёт множество ссылок. Подобные ситуации происходят по всей России чуть ли не еженедельно.

Так, в соцсетях распространилось видео, на котором подростки бьют свою ровесницу. Инцидиент произошел в Магнитогорске. Видео размещено в группе ВКонтакте «Типичный Челябинск». На нем мальчик и девочка в подъезде бьют и прижимают к стене еще одну школьницу, заставляя ее за что-то извиняться. Видео щедро усыпано ненормативной лексикой. Заканчивается съёмка на том, что жертве расшибли лоб.

В Новосибирске после публикации на сайте НДН.инфов конце ноября было возбуждено уголовное дело о причинении телесных повреждений несовершеннолетним. Подростки на протяжении двух месяцев избивали детей и снимали это на видео.

А самое нашумевшее видео, которое облетело не только все соцсети, но и попало на «Первый канал» в передачу «Пусть говорят» об избиении в детском саду Ярославля детьми своей сверстницы. Сейчас воспитателя детского сада, на глазах которой дети чуть ли не всей группой избили девочку, отстранили от работы. Напомним, в соцсетях появились кадры, на которых видно, как девочка в розовой курточке лежит на земле, а сверстники прыгают на неё, бьют руками и ногами. Воспитательница вмешивается в это жестокое развлечение только спустя несколько минут, возможно, заметив, что кто-то ведёт съёмку. Это была средняя группа детсада, то есть ребята 4-5 лет.

- Оксана, в последнее время случаи детской и подростковой жестокости происходят всё чаще и принимают всё более изощрённые формы. В чём может быть причина такого поведения?

- Жестокость рождается в семье. То есть, главная причина - семья. Точнее, семейные проблемы. Подростки часто вовлечены в семейные конфликты и сложности. Они включаются в них, но ничего сделать не могут. И это бессилие разрушает. Злость накапливается и находит выход в социальном пространстве. Доверительного общения в семье мало: из-за чрезмерной занятости и хронической усталости родители очень мало разговаривают и взаимодействуют с детьми.Высокий уровень тревожности в обществе порождает развитие гиперопеки. Не имевшие самостоятельности дети лишены возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки. И в целом, культура отношений сильно изменилась - ребёнок по большому счёту выключен из семьи.

Алкоголь, наркотики, жестокость в семье - тоже факторы, наращивающие агрессию. Подростковая агрессия часто является следствием озлобленности и сниженного самоуважения, жестокого обращения и физического наказания.Такие подростки часто принимают позицию жертвы, которую будут транслировать в дальнейшей жизни, находя для себя насильников и тиранов. Либо наоборот, компенсируя, сами начинают проявлять агрессию или даже садизм.

- Не является ли такое поведение девиантным, не говорит ли это об отклонениях в психике, в развитии?

- Случается, что жестокость –это признак изначальных отклонений. Это то, на что надо обращать внимание, начиная с раннего возраста. Такие дети будут мучить животных, младших, издеваться над слабыми. Это может быть заложено с рождения, может быть приобретено после психологической травмы. Такие отклонения обязательно нужно корректировать, отслеживать и сопровождать. Кто это будет делать? Родитель, психолог, иногда психиатр, возможно даже потребуется медикаментозное лечение. Иначе есть риск вырастить асоциальную личность, склонную к насилию. А это потенциальный насильник и убийца. Родители часто стесняются об этом говорить, стараются не замечать. Но нельзя такое оставлять без внимания.

- Сейчас дети не просто дерутся, они снимают это на видео и выкладывают в социальные сети. И даже очевидцы драк вместо того, чтобы остановить происходящее, достают телефон и включают камеру. Что это – желание получить огромное количество просмотров своего видеоролика, попытка быть современным, ведь мы живём в век гаджетов и Интернета? 

- Существует установка на популярность. Сейчас есть значительное финансовое расслоение общества. Современная нарциссичная культура большое внимание уделяет внешности, богатству, успешности, власти, а потому подростки хотят хорошо выглядеть, иметь превосходство над своими сверстниками. Покупательская способность родителей падает, а желания-то остались.На фоне огромного количества внешней мировой агрессии молодежные каналы и программы демонстрируют тренд: если ты популярный - ты молодец, если нет - неудачник. Поэтому подростки, рискуя собственной жизнью, стремятся к популярности, снимают провокационные видео и фото.Желание выложить это в сеть вызвано огромным желанием самоутвердиться в глазах сверстников и получить признание в значимой группе. Это естественные и нормальные желания, но достигаются они неприемлемыми способами.

Видео драк собирают много «лайков». Но если избивающие и снимающие получают от этого удовольствие - это уже садизм.

- Но ведь быть популярным можно не только в соцсети…

- Подростки перестали дружить и общаться друг с другом в реальности. На улице их не увидишь. Они сидят в соцсетях. С одной стороны, социальные сети позволяют подросткам преодолеть застенчивость и стеснение, быстрее наладить общение со сверстниками, а с другой - лишают их естественного живого общения и затрудняют процесс адаптации к реальному миру. Особенности общения в соцсетях и в жизни разные. В соцсетях у подростка может быть тысяча друзей, а в реальности - ни одного, что приводит его к ощущению одиночества в реальности.

Большая беда, на мой взгляд, это то, что подростки мало кому нужны. Они предоставлены сами себе. Если ребенок «налюблен», его можно смело выпускать в общество. Он защищён. Любовь в семье - это его подушка безопасности. У него есть крепкий тыл, опора.

У подростков нет стремления к саморазрушению изначально. Часто это протест на давление со стороны родителей. К тому же собственная боль немножко романтизирована в подростковом возрасте. Страдания от разбитого сердца, переживание одиночества характерны для этих лет.

- Ребёнок воспитывается не только в семье, большое влияние на него оказывает и школа, там он проводит половину своей детской жизни. Если у ребёнка тяжёлая обстановка дома или слишком занятые родители, школа может прийти на помощь? Моральные ценности должны в том числе прививаться и в образовательном учреждении. 

- Школа не имеет эффективных инструментов влияния на подростка сегодня. Педагоги рассказывают жуткие вещи, о том, как дети ведут себя на уроках. Они могут прийти пьяными, могут хамить. Они так много знают о своих правах и настолько игнорируют обязанности, что педагоги зачастую не знают, как им себя вести. Конечно, это двусторонний процесс, где педагоги иногда сами жестоки и грубы с детьми и не берут на себя морально-этическую нагрузку в воспитании и обучении подрастающего поколения. И это часть существующей системы образования. Не хватает инструментов влияния.

Возвращаясь к культуре семейных отношений: сейчас родители не знают друзей своих детей.Подростки всегда стремятся объединяться в группы, чтобы разобраться в себе, найти своё место. Это стайные существа. Они ищут группы, в которых они будут приняты и будут чувствовать себя в психологической безопасности, с их точки зрения. Как в песне Егора Летова: «Я ищу таких, как я - сумасшедших и больных». И проще всего это сделать опять же в соцсетях. Часто родители сами их туда направляют.

Социальные сети дают определённую свободу для подростков в их проявлении сопротивления, и подростки с неустойчивым представлением о нормах поведения, о законности некоторых действий и о моральных устоях в обществе, нередко совершают поступки, от которых взрослые приходят в ужас.

- Есть ли пути решения проблемы?

- У детей от природы много интересов - это мир, сверстники, отношения, увлечения. Все это есть там, где подростку хорошо, где с ним разговаривают, где его любят и поддерживают.Сейчас очень много кружков, секций, школ дополнительного образования, способных увлечь ребёнка. Далеко не всё платное. Родителям нужно потратить силы на то, чтобы найти интересное направление.

Если у подростка есть проблемы, это значит, что есть проблемы в семье. Надо решать их в первую очередь. И всегда ограждать ребёнка от семейных конфликтов. Этот взрослеющий человек очень переживает и страдает от собственного бессилия. Он не понимает, что родители просто выясняют отношения, или снимают стресс, или выпускают пар. Для подростка - это катастрофа.

Я считаю, в том, что подросток или ребёнок совершает какие-то противоправные действия, участвует в массовых драках, в первую очередь, виноваты родители. Упрощая, они вовремя не разъяснили детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Если возникают какие-то проблемы или подозрения, то надо бить тревогу сразу, идти к психологам, идти в инспекцию ПДН, разговаривать с учителями, чтобы скорректировать поведение ребёнка. А то иногда реально бывают случаи, когда к психологу приводят 16-летнего парня и говорят: «Сделайте с ним что-нибудь, мы с ним не справляемся!». А где вы раньше-то были? Человек уже совершенно сформирован как личность!

В завершение беседы Оксана Лунегова рассказала, что делать родителям, если их ребёнок уже стал жертвой буллинга и избиения. Читайте советы здесь

Беседу провела Татьяна Савиных.

Фото: inkyiv.net и из личного архива Оксаны Лунеговой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«От слова «травля»: впервые в Сатке пройдёт тренинг по вопросам буллинга

image