image
image
Образование
1
416

Как перестать волноваться – саткинским родителям первоклашек рассказал психолог

Меньше месяца остается до начала учебного года. Многие дети сядут за парты впервые в жизни. И если будущие первоклассники еще не до конца осознают начало нового этапа в жизни, то многие из их родителей уже начали, что называется, «мандражировать».

Как успокоиться самим и подготовить ребенка к школе, рассказала психолог Ксения Меттус. 

– Ксения, здравствуйте! 1 сентября – новый этап жизни не только для учеников, но и для их родителей. Как нужно готовить своих первоклашек к этому событию?

– Вы знаете, психологическая готовность ребенка к школе не возникает спонтанно и одномоментно. Нельзя ее сформировать за месяц или за неделю – нет такого алгоритма. Она формируется постепенно: в играх, в труде, в общении.  

– А как понять, что ребенок готов психологически к школе?

– К моменту, когда ваш ребенок впервые сядет за парту, у него должны быть равномерно развиты познавательная активность, учебная мотивация, волевой, коммуникативный, эмоциональный и познавательный компоненты. И если ребенку не хочется идти в школу, значит, какой-то из этих компонентов недостаточно сформирован. 

– Предлагаю немного подробнее поговорить о компонентах.

– Мотивационный компонент включает в себя стремление ребенка идти в школу, его желание познавать новое.

Эмоциональный компонент – это способность ребенка выражать эмоции в рамках приемлемых социальных норм, распознавать и регулировать свое эмоциональное состояние.

Познавательный компонент – это способность ребенка анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, мыслить абстрактно. Также это достаточный уровень сформированности речи, памяти, внимания и воображения.

– Как определить готовность ребенка и наличие этих всех компонентов?

– Через общение. Разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы о школе.

Какие, например?

– Спросите, как он представляет себе школу? Чем он будет заниматься в школе?

– И какой ответ должен насторожить?

– Не то, чтобы насторожить, но дать понять о готовности. Если, допустим, на эти вопросы ваш ребенок ответит, что он будет играть в футбол в школе и заводить новые знакомства, то можно сделать вывод о недостаточно развитой познавательной активности. В этом случае первокласснику будет не очень просто адаптироваться к урокам. 

 Нужно ли психологически настраивать ребенка к школе?

Да, конечно, психологический настрой очень важен. Если ребенок волнуется, то обязательно нужно успокоить его. Поговорите с ребенком, объясните ему, что он уже большой, и школа – это важный этап в его жизни. Расскажите о том, что в школе он будет получать новые знания. Приведите позитивные примеры из своей школьной жизни. Поиграйте с ним в сюжетно-ролевые игры: учитель-ученик.  

– А как быть родителям, которые и сами переживают за своего первоклассникам?

– Важно, чтобы такой настрой не передавался ребенку. Успокойтесь сами, настройтесь на позитив, скажите себе, что ваш ребенок со всем справится. Ведь не бывает безвыходных ситуаций.

– Да, если ты знаешь об этих ситуациях.

– Безусловно. И этот вопрос тоже надо сразу же обсудить с ребенком. Постарайтесь настроить его так, чтобы он рассказывал о своей школьной жизни. Дайте понять, что в любом случае вы его поддержите и поможете. 

–  А если ребенок ну вот совсем не хочет идти в школу, как быть?

– Выяснить причину. Опять же – через общение. Попробуйте спросить у него: Почему ты не хочешь идти в школу? Ты чего-то боишься? Может тебя что-то беспокоит? Ответы на эти вопросы помогут выявить скрытую причину нежелания ребенка учиться.

– Давайте подведем итог. Главное – это постоянное общение с ребенком, понимание его настроя и выявления причин, в случае необходимости.

– Совершенно верно. И еще, не менее важная составляющая – собственный настрой. Он должен быть позитивным. И тогда вашему ребенку будет легче перейти на новый этап в своей жизни.

– Спасибо, Ксения, за полезные советы для наших родителей. Желаем им, чтобы их дети пошли в школу с большим желанием и радовали своих родителей.  

 

 

 

 

 

image