image
Общество
334

«Иди уже отсюда…», «Совсем больной что ли…», «Ерунду всякую пишешь…» Почему чаты в мессенджерах и социальных сетях стали местом агрессии? И как не воспринимать всё на свой счет?

Социальные сети и мессенджеры, безусловно, облегчают нашу жизнь. Благодаря им можно напрямую обратиться в официальные органы, поделиться своим мнением или сообщить о проблеме. Но этот источник быстрого обмена информацией порой становится сосредоточием негатива и агрессии. Кажется, люди забывают, что находятся в публичном поле, льют грязь, не разбираясь в ситуации, оскорбляют и даже угрожают.

Почему так происходит? И как не стать жертвой этой агрессии? Вместе с психологом Татьяной Мещеряковой мы искали ответ на этот вопрос.

— Татьяна Анатольевна, почему люди порой неадекватно ведут себя при общении в социальных сетях, позволяют себе хамское отношение к другим?

— Само виртуальное пространство социальных сетей обладает определенным рядом особенностей. Например, анонимность и дистанция. Соответственно, люди там чувствуют себя менее ответственными за свои слова, не видят реакции собеседника лично, что снижает социальные барьеры. Это такая безопасная возможность выплеснуть свою агрессию.

С другой стороны, никто не отменял культурные и личностные особенности человека, который общается по ту сторону экрана. Это его уровень эмпатии, воспитания, опыта, эмоциональной устойчивости. Возможно, так он ведет себя не только в социальных сетях, но и в реальной жизни.

Что еще может быть причиной? Выплеск негатива - это эмоциональная разрядка. Не все люди умеют конструктивно обращаться со своими эмоциями. Часто происходит накопление неприятных эмоций. Социальная сеть становится платформой, где человек может выплеснуть раздражение, злость, усталость. При этом он не задумывается, как это повлияет на других.

На мой взгляд, есть и еще одна причина агрессивного поведения в соцсетях – это желание привлечь внимание. В этом случае для человека, чем агрессивнее и неприятен ответ, тем он более экстравагантен. Это способ набрать большее количество просмотров, лайков. В целом, способ самоутвердиться и ощутить какую-то значимость. Многие ведут себя так специально (пусть даже неосознанно), чтобы спровоцировать на взаимодействие, общение, поддержку.

— Как Вы посоветуете реагировать на выпады в свой адрес?

— Первое, и это будет самое наименее энергозатратно, не вступать в бессмысленный спор. Часто попытка ответить на агрессию лишь разжигает конфликт. Лучше проигнорировать и удалить неприятное сообщение, заблокировать пользователя, если есть такая возможность. Также помогают фильтры и настройки приватности. Если Вы не медийная личность, Вам не важны просмотры, закройте профиль, например, в ВК, это оградит от лишнего негатива. Если Вы все же вступили диалог, то постарайтесь отвечать уважительно, без агрессии. Так вы сохраните эмоциональное равновесие и получите шанс на адекватный ответ.  

Это что касается внешнего момента. Если мы говорим про внутренний контекст, то важно сохранять внутреннюю дистанцию. Помните, что агрессия чаще отражает внутренние проблемы другого человека. И это не про вас и не про вашу личность. Не стоит нападки принимать на свой счет. И не стоит перед нападающей стороной бравировать этим знанием. Я часто наблюдаю, когда кто-то пишет неприятный пост, а в ответ – «Ты сам про себя пишешь, это твои боли и так далее». Не рекомендую так делать. Вы знаете, что это проблема другого человека. Пусть эта мысль помогает вам удалить и/или проигнорировать комментарий, экологично для себя пройти мимо него.

Отмечу, что если негатив в социальных сетях вызывает у Вас постоянный и сильный стресс, Вы остро реагируете на все комментарии, вступаете в споры, возможно, Вам стоит проговорить ситуацию со специалистом. Так Вы разберетесь, почему так задевают чужие слова и как не попасться на крючок провокаторов.

Фото: Pinterest

image