image

«15 февраля – особенная дата!»: саткинцы делятся воспоминаниями о войне в Афганистане

Событие
12:20
483 просмотра

Для многих саткинцев сегодняшняя дата, 15 февраля, особенная. В этот день в 1989 году советские войска были выведены из Афганистана. 

Отдать интернациональный долг были призваны 10,5 тысячи жителей Челябинской области, 171 из которых погибли.

В декабре 1979 года советские войска были введены в Афганистан. Первыми на аэродроме Баграм, в 50 км к северу от Кабула, высадились части 105-ой гвардейской воздушно-десантной дивизии. За девять лет Советская Армия в ходе военных действий в Афганистане понесла самые большие потери со времен Великой Отечественной войны. Свыше 14 тысяч солдат погибли, шесть тысяч скончались от ран и болезней.

В 1988 году после подписания Женевских соглашений начался вывод советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года его территорию покинули последние колонны частей 40-й армии и все специальные подразделения пограничных войск.

Все, кто прошёл эту войну, по сей день вспоминают события тех страшных лет.

Саткинец Анатолий Семёнов говорит, что каждый день в Афганистане остался в голове ярким воспоминанием.

«Хорошо помню первый обстрел. В городе Баграме я был дежурным в палатке, когда среди ночи духи начали обстреливать с миномёта аэродром. Я сильно растерялся, забежал в палатку, всех поднял. Началась паника, беспорядочная стрельба. Обошлось без жертв, но впечатления засели глубоко внутри.  Летом такие обстрелы происходили каждый день, а зимой вечером открыто ходить было практически не реально -  начинался обстрел. Они стреляли трассирующими снарядами сверху. Всегда старались, чтобы над головой что-то было, в идеале – танк», - вспоминает саткинец.

Одним из самых страшных мест для Анатолия стало Панджшерское ущелье.

«Однажды в Панджшере с утра начался обстрел. По радиоперехвату мы узнавали время, оно было у них определено. Мы сидели, ждали обстрела, духи опоздали на пять минут от назначенного времени, и вдруг резкий гул, грохот. Началось! По рации передавали, кого подбили, а потом и до нас очередь дошла. Один из осколков, который был у меня за ухом, достали только спустя 25 лет после вывода советских войск с Афганистана. Если бы меня спросили: «Жалею ли я о чём-то?», я бы твёрдо ответил «Нет!», - говорит Анатолий.

Анатолий Семёнов награждён Орденом Красной звезды.

«Если бы я знал тогда, скольких товарищей, друзей потеряю на камнях, скалах, тропах Куфабского ущелья...», - с таких слов начал свой рассказ саткинец Сергей Симонов. Он поведал историю одного из случаев, произошедших на войне.

«Мы сидели и ждали когда стемнеет. С наступлением темноты наша группа начала движение. Мы встали у реки, и, насколько хватало зрения в потёмках, старались найти более укрепленную позицию. Нам с моим товарищем Макаром повезло, три огромных валуна стояли практически полукольцом у самой реки. Тут мы и «зашкерились». Все было тихо, никто не спал, но глаза все равно - хоть спички вставляй. Вдруг резко, как удар хлыста, с соседней с нами позиции ударила стрельба. Со склона дали залп осветительными ракетами, мы чуть не потеряли дар речи. Под берегом реки, а берег был где-то 1,5 м высотой, прямо от нас не шла, а бежала группа духов. Черт знает, сколько их  в темноте было... Открыв по духам огонь, били расчетливо, прицельно, насколько позволяли «осветиловки» регулярно взлетавшие с противоположного склона. Несколько минут позже нас поддержал огнем склон, где наши оборудовали вдоль ущелья позиции. Началась канонада! Впереди все сверкало от взрывов, пули высекали искры из скал, трассера прочерчивали четкие линии. Через минут двадцать все стихло. Чего только не приходило в голову, думали: «Где сейчас духи? Может, они рядом и ждут рассвета? А может их в два раза больше?». На рассвете выяснилось, что у нас имеется один раненый. Позже я узнал, что он первый в ночной прицел увидел духов и  открыл огонь, тем самым спас свою позицию, так как один дух лежал всего в двух метрах. Проспи, и всех просто вырезали бы! Полностью был уничтожен головной дозор духов, а что это был именно он, не было сомнений.  На базе я узнал, что ранение у Коли не тяжелое, и скоро он опять будет с нами уже с медалью «За отличие в охране государственной границы». Засада у кишлака Шхоро в Куфабском ущелье провинции Бадахшан прошла для нашей группы удачно, потерь не было, не считая одного «груз 300». Коле заштопали лёгкое и через два месяца, он опять был с нами»

 

image
image