image
image
Общество
3 178

Две трети россиян знают о том, что високосный год обычно обещает неудачи и неприятности, однако верить в эту примету не торопятся

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян о суевериях и приметах, связанных с високосным годом.

«Лишнее» 29 февраля

Раз в четыре года зима затягивается ровно на один день – в календаре появляется «лишнее» 29 февраля, а для особо суеверных – пища для оживленных дискуссий на ближайшие 12 месяцев. В различных культурах к високосному году относятся с опаской или осторожностью: принято считать, он не сулит ничего хорошего. За последние четыре года тема суеверий, связанных с високосным годом, стала для россиян несколько ближе – в ходе январского опроса ВЦИОМ народные поверья о нем смог назвать каждый второй (51%), в год, «подаривший» миру пандемию, – только каждый третий (35%).  

Треть наших сограждан не знают никаких примет, связанных с високосным годом (36%, 2020 г. – 41%), еще 13% затруднились с ответом (2020 г. – 24%).

На прямой вопрос на эту же тему россияне отвечали гораздо охотнее – о том, что в високосный год люди чаще сталкиваются с разного рода неприятностями, известно 7 из 10 опрошенным (69%, 2020 г. - 70%). Ничего об этом не слышали 29%. Ответы молодых людей 18-24 лет разделились поровну – 49% знают, 48% - нет.

Чаще других с этим суеверием знакомы женщины (75% vs. 62% мужчин), россияне 35-44 лет (79%), высокообразованные граждане (74%) и предпочитающие смешанную модель медиапотребления (75%).

В то, что високосный год действительно приносит несчастья, верит только каждый третий из числа знающих об этом суеверии (34%). Более чем у половины опрошенных в этой группе данное поверье не вызывает никакого доверия (61%).

Россиян, верящих, что високосный год не сулит ничего хорошего, отличает зрелый возраст (43% среди 60-летних и старше), наличие среднего образования (54%), плохое материальное положение (43%), проживание в селах и небольших городах (до 100 тыс. человек) (42% и 40% соответственно).

Еще один важный фактор (наряду с возрастом, образованием, достатком и местом проживания) – медиапредпочтения. Активные телезрители в 57% случаев верят в неудачи, подстерегающие мир в високосный год, тогда как приверженцы гибридной модели медиапотребления (ТВ и интернет) и активные интернет-пользователи остаются в этом вопросе гораздо более скептичными (верят 35% и 21% соответственно).

«Лишний» календарный день в году не мешает россиянам смотреть в будущее с оптимизмом – ранее почти две трети наших сограждан предположили, что 2024 г. станет для России весьма удачным или просто хорошим (63%, +18 п.п. за год). В результате индекс ожиданий от будущего года в масштабах страны обновил пятилетний рекорд, составив 30 п. из возможных 100 (2018 г. — 3 п., 2019 г. — 10 п., 2020 г. — 0 п., 2021 г. — 13 п., 2022 г. — −6 п.).

Символично, что наиболее позитивные ожидания за весь период измерений (с 2003 г.) россияне возлагали на 2008 г., погрузивший мир в пучину финансового кризиса: еще ни о чем не подозревающие россияне верили, что он станет весьма удачным или хорошим для нашей страны (70%).  Остается надеяться, что 2024 г. будет гораздо более благосклонным!

Фото: mk-ek.ru

image
image