image
Криминал
591

Мошенничество: как уберечься от аферистов в новом году

Мошенничество: как уберечься от аферистов в новом году

Мошенники ежемесячно «зарабатывают» миллионы рублей. Уже из этих цифр ясно, что они не перестанут придумывать всё новые способы отъёма денег. Как только самые «доходные» схемы перестают «работать» — когда о них узнает большинство людей, аферисты придумывают новые. Предугадать, что именно это будет, нормальным людям трудновато, но стратегию проследить можно. Всё то, чем ранее промышляли «цыгане», продвинулось на более высокий уровень, причём не только в технологическом плане.

«Социальные инженеры» виртуозно воздействуют на чувства: вызывая панику и страх (за близких, за сохранность своих средств), либо предлагая заботу («вам полагается добавка к пенсии», «приглашаем на флюорографию/приём/ анализы в поликлинику»), либо играя на мечте о лёгких деньгах (а сразу затем — на жадности, нежелании упустить «прибыль»). Другой вариант — притвориться сотрудниками энергосбыта/водоканала, каким-нибудь начальством/деканатом/Почтой России. Каждый день СМИ и соцсети сообщают о каком-либо новом варианте «подката».

Последние ноу-хау — использование искусственного интеллекта для создания голосовых дипфейков: например, вы получаете «голосовуху» как будто бы от знакомого, который просит вас выручить его из затруднительной ситуации и подбросить ему деньжат.

В последнее время самым продуктивным методом, приносящим мошенникам больше всего прибыли, стали «инвестиционные площадки». Здесь, как правило, люди сами звонят мошенникам, заинтересовавшись привлекательным объявлением в интернете.

У всех схем есть много общего. Как бы ни начиналось общение, рано или поздно оно приходит к теме ваших средств, счетов, личных данных. Весь предыдущий «интенсив» нужен для усыпления бдительности и налаживания доверительных отношений. На общение тратится невероятное количество времени и слов, тогда как у настоящих служащих не бывает ни сил, ни желания проводить с вами по нескольку часов. «Скрипты» аферистов, написанные, без преувеличения, большими мастерами, предусматривают все возможные реакции собеседника, и сценарий разыгрывается без единой передышки, чтобы жертва не имела ни секунды, чтобы опомниться и подумать.

Психологи обращают внимание: никто не будет бегать за вами, чтобы что-то дать — только чтобы отнять.

С какой бы стати незнакомым гражданам так печься о ваших деньгах, вашем здоровье, пенсии? К сожалению, не привыкшие к вниманию и заботе граждане часто «покупаются» на вежливость собеседников, им неловко прекратить разговор, ну, а далее — дело техники. Нередки случаи, когда люди, вроде бы распознавшие мошенников, решают поболтать с ними на досуге и начинают верить им.

Что же можно сделать, чтобы не попасться на уловки мошенников?

Как уже намекалось выше — «отрастить» недоверчивость. Например, теперь уже все знают, что нет никаких «безопасных счетов Центробанка», но ещё недавно тысячи людей даже не усомнились в их существовании. Прокачать все знания по банковскому делу вряд ли возможно, предугадать действия мошенников — тем более. Поэтому главнейший универсальный совет — не отвечать на звонки с неизвестных номеров, в ответ на непрошеные предложения и странные запросы — бросать трубку.

Попросят ли вас продиктовать цифры из присланного sms, или включить изображение экрана, или считать QR-код — бросайте трубку. Зарегистрироваться в электронную очередь, на цифровой портал — отсоединяйтесь.  Приходят предложения с новогодними скидками, поздравительные видеооткрытки или файлы с вопросами «Это не ты на фото?» — не переходите, не открывайте.

Мессенджеры должны быть под паролями — оттуда получают сведения о жизни и окружении жертвы, берут образцы голоса из голосовых сообщений, нередко там же находятся сканы документов и фотографии.

А что же власти и банки? Разумеется, они не сидят сложа руки. Первые вводят новые законы, вторые совершенствуют внутренние правила. Всякий день (1, 2, 3, 4, 5) операционистки спасают клиентов от навязываемых кредитов, а операторы звонят лично каждому заёмщику после онлайн-запроса.

С 1 июля 2024 года все переводы проверяются на мошенничество. В следующем году банки предпримут очередной ряд мер, в том числе официальный запрет госслужащим звонить в мессенджерах. Кроме того, обсуждается полный запрет звонков в мессенджерах из-за границы — ведь 70% всех мошеннических звонков идут из-за рубежа (как правило, того, что за линией боевого соприкосновения).  

И ещё один совет. Как оказалось, очень многие люди не интересуются новостями. А зря — СМИ и соцмедиа ежедневно сообщают о различных происшествиях, в том числе мошенничествах. И, читая о них, нужно думать не «такое со мной никогда не случится», а «я буду иметь это в виду», советуют психологи.

Фото: amocrm.ru

image