image
image
Общество
356

Сильнее обстоятельств: история мамы, которая выбрала счастье

Сильнее обстоятельств: история мамы, которая выбрала счастье

В этом доме царит обычная для многих семей атмосфера: звучит смех, на плите готовится ужин, случаются споры, учатся уроки… Эти простые житейские будни особенно ценны для семьи Ахметовых. Потому что они строятся на фундаменте, основой которого стали сплоченность, принятие и желание быть счастливыми.

11 лет назад у Татьяны и Анатолия Ахметовых родился сын Степан. Стёпушка, как его ласково называют родные. В семье уже подрастали две дочки: старшая Алёна, которой было тогда 11 лет, и младшая Дарина — ей исполнилось 1,4 года. Каждодневные хлопоты многодетной семьи прервал визит к врачу: Стёпе поставили диагноз, который заставил на будущее посмотреть под совершенно другим углом.

— Это я сейчас не стесняюсь говорить о том, что наш младший сын — с особенностями в развитии. В силу этих особенностей он не может говорить, как мы. Но Стёпа — самостоятельный, он сам себя обслуживает, ходит в специализированную школу, занимается в Доме творчества — лепит, рисует. Он просто другой, — рассказывает Татьяна Вячеславовна.

Путь принятия

Диагноз Степану поставили в 1,5 года. Татьяна Ахметова признаётся, что в первые месяцы она, как это часто бывает с мамами детей с ОВЗ, выплакала всю боль и отчаяние. Прошла большой путь принятия, заново научилась жить и видеть в каждом дне светлые стороны.

— Тогда было непросто, конечно, — делится Татьяна Вячеславовна. — Истерики, вопросы «За что?», «Почему именно я?». Больницы, постоянный приём лекарств…

А дома — две дочки, муж, которые тоже переживали. Но семья перед трудностями стала монолитной стеной. Супруг работал. Старшая Алёна, которой в то время исполнилось 13 лет, помогала с маленькой Дариной.

— Не было у нас такого, что кто-то что-то делал один. Ситуация сплотила. И это помогло пережить самый сложный период. Если бы диагноз «разогнал» бы всех по разным углам, мы не смогли бы столько в сына вложить.

— Татьяна Вячеславовна, а когда началось принятие ситуации?

— Как-то в Челябинске невролог сказала мне: «Скажите Богу спасибо, что у вас всё так. Ребёнок может сам себя обслуживать. Да, есть нюансы, но с ними не надо бороться. Они есть. Их надо принять».

Это один момент, который заставил маму Стёпы остановиться и задуматься. Была и ещё одна встреча: в больнице в очереди к узкому специалисту разговорились с незнакомой женщиной. Её мысли поразили Татьяну Вячеславовну: «Наши особенные дети сильнее нас. У родителей есть право выбора — бороться за ребёнка или нет. А у ребёнка такого выбора нет. Он живёт со своим диагнозом, познаёт мир. И физически, и морально он сильнее взрослых».

— В тот момент, когда я услышала эти слова, во мне что-то перевернулось. И сейчас я живу с осознанием того, что мой сын сильнее нас. Он общается с детьми, ходит, играет. Он всё преодолевает. Он воспринимает мир. И надо давать возможность сыну познавать этот мир и жить, не замыкаясь на диагнозе.

Был и ещё один знаковый для мамы Тани разговор — с её двоюродной бабушкой.

— Бабуля как-то пришла к нам. В тот период я ещё жила тем, что Стёпа болен, ему нужно больше внимание. И я, честно говоря, начала ущемлять среднюю дочь — ещё малышку, старше брата всего на год с небольшим. Дарина возьмёт игрушку, Стёпа отбирает. Дочка тянет игрушку к себе, а я на сторону сына встаю. Бабушка мне довольно резко высказала, что я так выращу двух монстров: один будет знать, что ему всё дозволено, вторая озлобится, потому что у неё всё отбирают, включая моё внимание. Несколько недель переваривала информацию. Начала одёргивать себя: действительно, почему Стёпе всё можно, зачем я бегу на любой его звук.

Постепенно я успокоилась. Истерики прекратились, перекосы в отношениях с детьми ушли. Вопросы из серии «За что?» перестала и себе, и мужу постоянно задавать. Дети сдружились, вижу, что любят они друг друга. Семья стала жить.

Взрослые часто более жестокие, чем дети

Жизнь семьи, где воспитывается ребёнок с особенностями здоровья, конечно, выходит за рамки одной квартиры. И здесь маме приходится преодолевать ещё один страх: страх, как общество примет сына.

— Взрослые часто более жестоки, чем дети, — говорит Татьяна Вячеславовна. — Бывает, ребята играют на площадке, они нашли общий язык, а мама другого ребёнка подбегает и забирает своего сына или дочь со словами: «Не играй с ним, он же не такой, как все!». Были периоды, когда я во время прогулок настороженно наблюдала не за детьми, а за взрослыми — какая реакция у них будет. В такие моменты порой складывается ощущение, что некоторые родители своих здоровых детей своими руками делают «нездоровыми», учат их агрессии и неприятию.

— Нет культуры общения, получается?

— Верно. Одно дело, если визуально понятно, что с ребёнком со здоровьем совсем плохо. Другое дело, если дети уже спокойно играют, общаются, не дерутся. Если есть сомнения, можно же ко мне, как к маме подойти, задать вопросы, но не навешивать на маленького человека ярлыки, не разбираясь в ситуации. 

Счастье как ежедневный выбор

— Татьяна Вячеславовна, Вы сказали, что, пройдя определённый путь, пришли к принятию ситуации. Сложно было во всей этой истории не потерять саму себя?

— Мы все проходим тот или иной путь. Были, конечно, и ошибки. Поняла одно: мама забывает о себе в том случае, когда зацикливается на болезни своего ребёнка. Не нужно делать из детей идолов. Это непросто, но я рада, что пошла по другому пути.

Мы не видим себя со стороны. Когда я крутилась только возле сына, казалось, что делаю всё правильно, что ему не повезло, он весь такой несчастный. Но Степану повезло! У него две замечательные сестры, прекрасный папа, родственники. И это очень важно, когда тебя любят просто так, за то, что ты есть.

В семье всякое бывает. Но нужно доверять близким и принимать их помощь — и этому, оказывается, тоже порой приходится учиться. И ещё я поняла, что человек никогда не будет счастливым, если он счастливым быть не хочет.

— А что, на Ваш взгляд, является счастьем?

— Счастье — в простом. Старшая дочь Алёна прекрасно сдала ЕГЭ, решила, что будет преподавать русский язык и литературу, учится на бюджете в Магнитогорском государственном университете им. Г.И. Носова, неё всё хорошо — счастье! Средняя дочь Дарина рассказывает о пятёрках в школе, занятиях музыкой или в спортивной секции — счастье! Сына Степана педагоги хвалят, а недавно он выступал, играл на дудочке — счастье! Муж отправляет пить кофе и шутливо «выгоняет» утром на работу со словами «Мы сами справимся» — счастье!

Много моментов, которые делают нас счастливыми. Мы сами закладываем фундамент своей жизни. «Кирпичики» могут ровными и красиво сложенными. А могут оказаться кривыми. И вам решать, оставить всё как есть, «переложить» фундамент, или «замазать» неровности и «покрасить» из в нужный цвет.

Фото их архива семьи Ахметовых

image
image