image
image
Общество
405

«Школьный вопрос»: почему родители волнуются не меньше детей? Как справиться со своей тревогой? И как помочь ребенку пережить период адаптации?

«Школьный вопрос»: почему родители волнуются не меньше детей? Как справиться со своей тревогой? И как помочь ребенку пережить период адаптации?

Новый учебный год набирает обороты. Кажется, позади сборы ребенка в школу, 1 сентября и первые уроки. Но почему на душе у многих родителей так тревожно? И как вести себя родителям, которые видят, что их дети непросто переживают адаптационный период?

Психолог Татьяна Мещерякова ответила на важные вопросы.

— Мы часто думаем о детской тревоге перед школой — новом классе, учителях, друзьях. Но остаются незамеченными волнения мам и пап. А ведь для вас тоже начинается новый этап: отпустить ребенка в его самостоятельность, доверить часть забот школе и учителям, выдерживать его радости и трудности, не всегда имея возможность все контролировать. И это непросто, — рассказывает Татьяна Анатольевна. — Первые недели учёбы — испытание не только для детей. Родители держат в голове десятки задач: расписание, уроки, форма, кружки, адаптация, настроение ребёнка. А параллельно — собственные чувства, о которых не всегда принято говорить.

Важно помнить: ваши тревоги — нормальны. Они не делают вас слабым или чрезмерным родителем, они говорят о вашей любви. Заботясь о ребенке, позаботьтесь и о себе: поговорите с близкими, разделите волнения, дайте себе поддержку, которую обычно дарите другим.

Детям особенно ценно видеть, что мама и папа умеют справляться с чувствами — это помогает и им учиться делать то же самое.

— Как семье максимально комфортно адаптироваться к новому ритму жизни?

— Действительно, в школу ходит не только ребенок — вместе с ним перестраивается вся семья. Новый ритм, новые правила, новые точки напряжения и радости. Родителям важно не только поддерживать ребенка, но и заботиться о семейной системе в целом. Ведь адаптируется не один первоклассник — адаптируется каждый. Что может помочь в этот период? Ритуалы — утренние объятия, пожелание удачи, вечернее «как прошел день?». Это создает ощущение предсказуемости и опоры. Паузы — короткие остановки в потоке дел: чашка чая вместе, несколько минут тишины. Это напоминает: вы команда. Простые дыхательные практики — вдох-выдох с закрытыми глазами, счет до четырех. Даже 1–2 минуты снижают напряжение и возвращают ресурс.

Адаптация — это процесс, и он проходит легче, когда в семье есть пространство для отдыха и поддержки.

— Родители стараются понять, как ребенок чувствует себя в школе. Но бывает, что простой вопрос вызывает слезы. Как на это реагировать?

Фразу «Ну что, понравилось в школе?» слышат почти все дети в первые дни сентября. Мы задаем ее с теплом и тревогой одновременно: хочется понять, как ему там, все ли в порядке, справляется ли… Но часто в ответ слышим только короткое: «Нормально». И чувствуем растерянность — вроде спрашиваю с любовью, а близости не становится.
Почему так происходит? Для ребенка первые школьные дни — огромный поток впечатлений. Слишком много всего, чтобы сразу рассказать. Вопрос «понравилось или нет» звучит слишком обще. Он требует оценки, а ребенку пока сложно ее дать. Иногда ребенок слышит в нашем вопросе тревогу и выбирает молчание — как способ защититься.

Что помогает разговору ожить: вопросы «Что тебя сегодня удивило?», «С кем ты сидишь за партой?»,  «Какая перемена тебе понравилась больше всего?», «Что было самым смешным или весёлым за день?».

Такие вопросы конкретнее, легче и дают ребенку возможность делиться маленькими деталями. А из этих деталей постепенно складывается картина его школьного мира.

И если сейчас вы слышите только «нормально» — это тоже ответ. Постепенно, чувствуя вашу поддержку и спокойный интерес, ребенок откроется больше.

 

— А если ребенок плачет после школы?

Бывают ситуации, когда ребенок выходит из школы, видит вам. И вдруг — слезы. А может быть, и не слезы — а бурчание, раздражение («Не спрашивай!», «Я не хочу больше туда идти!»). Вам больно и тревожно: что случилось, как помочь?

Слезы после школы — это не каприз, не признак слабости. Это сигнал: «Я весь день держался. Я старался быть как надо. А рядом с тобой мне можно просто быть».

В этот момент важно принять слезы — и не торопить. Иногда не надо говорить ничего. Просто обнять. Посидеть рядом. Ребенок и так переполнен. Сначала — выдохнуть, потом — рассказать. И пусть это будет не сразу. Главное, чтобы он знал: «Меня не будут стыдить. Меня услышат».

Дайте ребенку время. Пусть поест. Побегает. Помолчит. Пусть почувствует: «Я уже дома. Мне безопасно». А позже можно спросить: «Хочешь рассказать, что расстроило? Я рядом. Я хочу понять».

Важно не обесценивать эмоции сына или дочери: «Ну чего ты ревёшь?», «Глупости все это», «Да в наше время…»
Скажите: «Ты имеешь право так себя чувствовать», «Я тоже иногда расстраиваюсь», «Спасибо, что делишься. Это очень важно».

И уже потом— помочь разобраться. Не в слезах. Позже. В спокойствии. Разделите эмоции и ситуацию: «Что тебя больше всего задело?», «Как ты хотел бы, чтобы было по-другому?», «Можем что-то придумать вместе?»

Чего точно не стоит делать, так это «разруливать» ситуацию вместо ребенка сразу. Да, хочется мчаться в школу, искать виноватых, спасать. Но важно, чтобы ребенок чувствовал: «Я могу справиться. Не один, но и не беспомощный».
И, повторюсь, не обесценивайте. Даже если причина вам кажется мелкой — для него это его первая боль. Его первый опыт быть в обществе. Его первая внутренняя буря. И как он ее переживет — зависит от нас.

Слёзы после школы — это точка входа в доверие. Это возможность стать тем, к кому ребенок хочет идти с чувствами, а не боится. Пусть он/она знает: «Что бы ни случилось — дома меня поймут. Не осудят. Не испугаются. Просто обнимут и будут рядом».

 

image