image
Общество
597

«Работа продолжается»: в Айлино снесли недавно найденный старинный мост

Напомним, в селе Айлино Саткинского округа во время реконструкции дороги рабочие обнаружили древний мост. Уникальный объект «скрывался» под тоннами асфальтового покрытия под автодорогой. Краеведы, историки в один голос говорили, что объект надо сохранить.

Археологи и историки предполагают, что он мог быть построен несколько столетий назад, что делает его уникальным объектом, имеющим значение для изучения местной истории и культуры. Находка была неожиданной не только для работников, но и для большинства жителей Саткинского округа.

Несмотря на его историческую ценность, старинный мост был снесен, что вызвало бурю эмоций у местных жителей. Многие из них выражали недоумение: как возможно было не оценить значимость найденного объекта до его уничтожения?

«… Мне позвонил директор строительного Верхнекигинского предприятия Фаизов А. Э. и сообщил, что при ремонте автомобильного моста в селе Айлино обнаружился старый мост. Моя первая мысль была, что находка как в Теплом Ключе -18 век. НО село Айлино - волостное, да и мосты разные. Тогда какой возраст моста? В чем его ценность? Для того, чтобы построить такой мост нужны материалы и мастера, хорошие навыки и опыт, а главное: для чего нужен мост. После первой русской революции в России начинается мощный экономический подъем. История нашего района это подтверждает: строиться завод «Магнезит», гидроэлектростанция и ферросплавный завод, развивается предпринимательство и торговля хлебом. В Пристани и Ваняшкино, и в Айлино был хорошо развит камне тесный промысел, были хорошие мастера. Строительный камень под рукой. Ведь Н. Г. Лазарев в начале был в Айлино. Опыт изготовления качественного строительного материала и строительства был, можно было и без руководства инженеров, хотя кто знает, может и со строителями Порогов советовались. Для чего возникла надобность? У меня сейчас под рукой нет материалов, но мост через реку Ай построили перед первой мировой войной, до этого был паром, который содержало сельское общество. В 1906 г. был построен вокзал в Сулее. Вот и появилась возможность возить хлеб айлинским мужикам на станцию, торговля хлебом была золотой жилой для российского крестьянства. Россия к 1913 г. вышла на первое место по торговле хлебом на мировом рынке. Сельскому обществу Айлино принадлежало большинство земли Кигинского района, а ещё и у башкир арендовали. Были специальные телеги под хлеб. Поэтому и возникла потребность построить хороший мост, который бы выдержал хлебные обозы. Мне кажется, что, если произвести раскопки и брусчатка обнаружится. Умели строить на века русские мужики. Но я допускаю, что мостик может быть и моложе, когда в Айлино создали колхоз, для сдачи государству хлеба пошли хлебные обозы на станцию. Но это гипотеза, думаю, что подтвердить или опровергнуть будет не трудно. В волостном правлении строго велся учет потраченных денег и общественных работ, были специальные журналы, за этим следил волостной старшина. Журналы, наверное, хранятся в Златоустовском архиве. Мост уникален, как и гидроэлектростанция. Отдаленность нашего края от европейского центра не обозначала медвежий угол, а наоборот демонстрировала технический прогресс как в инженерной мысли, так и в смекалке и умении простого народа. Такие мосты можно встретить в царских усадьбах, проектах знаменитых архитекторов и в далеком, Уральском селе. Это наша история, это наша гордость! И будет очень стыдно перед потомками, что не сохранили нашу историю, если мост разрушат. Да, и почему не Екатерининский, линия связи строилась с середины 18 века. Село Новая (Саткинская) пристань датируется 1778 г. Была ли надобность в таком мосте, и была ли вообще дорога в сторону Пристани», - размышляет руководитель Центра Славянской культуры п. Межевой Наталья Мошкина.

А вот что сообщили порталу «Говорит Сатка» в министерстве дорожного хозяйства и транспорта:

«На месте строительства нового моста через реку нет объектов культурного наследия (федерального, регионального или местного значения). Хотя старинный мост нашли, но точный год его постройки установить не удалось. Он сильно разрушен и восстановить его на месте невозможно из-за строительства нового моста, срок которого, согласно проектной документации, должен быть закончен до 25 октября 2025 года. Старую часть моста аккуратно разберут, перевезут и восстановят в селе Айлино как местную достопримечательность». 

В данный момент мост действительно демонтирован. На месте находки работает техника, строительство дороги продолжается.