image
image
эксклюзив
590

Обратите внимание на поведение детей! Советы саткинским родителям после ЧП в челябинской школе

Обратите внимание на поведение детей! Советы саткинским родителям после ЧП в челябинской школе

Случай, который произошел в одной из школ Челябинска, когда подросток избил молотком учеников и преподавателей, потряс всю область. В учебных заведениях региона усилили меры безопасности. А самих школьников теперь будут проверять специалисты на склонность к агрессии – речь идет о мониторинге социальных сетей и поведение подростков.

Однако, в первую очередь, обратить внимание на поведение своих детей, должны родители.

Педагог-психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт Оксана Лунегова рассказала корреспонденту портала «Говорит Сатка» какие «звоночки» должны насторожить родителей.

– Оксана Юрьевна, здравствуйте. Подросток, который напал в школе, подвергался буллингу со стороны одноклассников. К сожалению, такое явление сейчас не редкость. Однако, многие дети не рассказывают об этом родителям и пытаются справиться самостоятельно. Как понять, что твоего ребенка «травят»?

– Следует обратить внимание на его эмоциональное состояние. Если у ребенка не складываются общение со сверстниками, то у него появляется недовольство, ребенок часто говорит о том, что все плохо, все плохие, у него снижается успеваемость, а порой он просто отказывается идти в школу.

– А если ребенок вообще ничего подобного не говорит?

– Тогда тревожным «звонком» может стать его поведение: он закрывается, молчит, прячется в своей комнате, подолгу сидит в телефоне или компьютере, неохотно отвечает на вопросы. У него нарушается сон, аппетит.

– А внешние факторы есть?

– Травля происходит не только на моральном уровне, но и на физическом. В связи с этим, стоит внимательно посмотреть на одежду ребенка, в каком она состоянии, не рваная ли. Также осмотрите тело ребенка – нет ли у него ссадин, ушибов, синяков. 

– Известно, что школьник, покалечивший одноклассников, планировал снимать нападение на телефон, чтобы, по его словам, прославиться. Как Вы думаете, почему именно таким способом?

– Думаю, что в подобных ситуациях виноваты, чаще всего, мы, взрослые. Когда ребенок не чувствует себя значимым в обществе, он пытается исправить это самостоятельно.

– А в чем вина взрослых? И как детям дать почувствовать свою значимость?

– Ну смотрите, наверняка многие из нас могут вспомнить ситуации, когда ребенок пытался поделиться чем-то, что для него имеет значение. В то время, как для нас, взрослых, это казалось пустяком. И мы, вместо того, чтобы выслушать ребенка, подбодрить, похвалить, отмахивались: мол, да что ты можешь сейчас такого чувствовать?

И если такие ситуации происходят регулярно, то, в итоге, у ребенка появляется осознание того, что все, что он чувствует, неважно, ненужно. Он не чувствует себя значимым для родителей, а, в последствии, для общества. И тогда он приходит к выводам доказать эту самую значимость другими способами.

–  Как детям дать почувствовать свою значимость, помимо того, что необходимо постоянно держать эмоциональную связь с ребенком?

– Скажу банальную вещь, но она очень важная: с ребенком нужно разговаривать, задавать ему вопросы, интересоваться его делами, делами его одноклассников, успехами в школе.

–  А если с успеваемостью у ребенка не совсем хорошо, то это тоже может стать причиной недооцененности?

– Может, и в этом случае мы обязаны прийти на помощь. Ведь не каждому дано хорошо учиться. Почувствовать свою значимость и проявить успехи ребенок может и в других сферах жизни, например, в спорте, в творчестве.

– То есть, если родители поняли, что учеба «хромает», помимо того, чтобы сделать все возможное, чтобы ее подтянуть, нужно направить ребенка в какое-то русло, где он, возможно, проявит себя?

– Совершенно верно. Причем, такими занятиями могут стать даже обычные бытовые вещи. Например, когда папа что-то делает, мастерит, ремонтирует, нужно обязательно привлекать ребенка и совместно с ним делать. Мамам также советую делать по дому совместные дела.

– А если ребенок, например, ненавидит мыть посуду?

– Значит, не надо заставлять, пусть поставит стирку, протрет пыль и так далее. Приобщение через силу не даст нужного результата. Родителям нужно выявить то, что ребенку по душе: спорт, творчество, музыка, работа руками и так далее.

– А пример своего поведения и образа жизни можно использовать?

– Конечно! Это важно. Но при этом никогда не сравнивайте себя со своим ребенком. Не стоит говорить таких фраз: «я вот делаю, а ты лежишь», «я хороший, а ты плохой». Это не способствует развитию значимости ребенка, а только наоборот. Не надо топить его, нужно дать ему крылья!

– Подростков часто вовлекают в деструктивные группы, где на них оказывается мощное негативное давление. Но родители же не могут круглосуточно проверять, в каких группах состоит их ребенок. Как в этом случае поступать?

– Конечно, желательно знать, с кем общается ваш сын или дочь. Но есть и другие способы оградить от влияния подобных сообществ. И это снова сводится к разговорам. Поговорите с ребенком о том, что есть такие группы, приведите примеры того, как дети становились жертвами. Объясните, почему это происходило и в чем заключается опасность.  

Объясните, в какие соцсети нельзя заходить, обратите внимание, во что он играет, каких блогеров смотрит, какие фильмы ему нравятся. Все это поможет понять склонность ребенка к деструктивным проявлениям.

– Большую роль играют разговоры, беседы, общение. А как это должно происходить?

– Ненавязчиво. Не нужно никаких назиданий: посадить ребенка перед собой и читать ему лекции. Все должно происходить в процессе, в общении, непринужденно.

– Если не получается близкое общение, ребенок стесняется делиться с родителями?

– Тогда нужно узнать, с кем у него более доверительные отношения. Это могут быть бабушка, дедушка, тети, дяди. Кроме того, у нас работают Службы телефонов доверия. Расскажите о них ребенку, дайте номера. Скажите, что там его точно выслушают, при этом анонимно, дадут советы.

– Если у ребенка мало друзей, в этом случае, как быть?

– Помогите ему найти этих друзей. Организуйте ему общение. Встречайтесь с другими семьями, с одноклассниками, с соседями.

– Дети много времени проводят в школе. Должны ли педагоги обращать внимание на их поведение или это только задача родителей?

– Педагоги, безусловно, должны следить за тем, как ведут себя дети. И если заметили, что кто-то из них подвергается буллингу или кто-то проявляет агрессию, необходимо подключать специалистов. А родителям нужно обязательно контактировать с преподавателями, узнавать, как себя ведет их ребенок в школе, как он общается с ребятами, как он чувствует себя в коллективе.

– То есть, чтобы заметить тревожные «звоночки», необходимо объединить усилия взрослых: родителей, педагогов?  

– Да, конечно, воспитание ребенка – это ответственность нас всех, взрослых и мы должны сделать все возможное, чтобы дети выросли достойными людьми. И, конечно, чтобы подобных случаев в нашем обществе не повторялось.   

– Спасибо, Оксана Юрьевна, за такие важные, нужные и актуальные советы.

 

image