«Мы никого не гипнотизируем»: цыганский барон рассказал саткинцам о традициях и образе жизни своего народа

Общество
16:24
551 просмотр
«Мы никого не гипнотизируем»:  цыганский барон рассказал саткинцам о традициях и образе жизни своего народа

В отличие от других народов цыгане – закрытая этническая группа, и как на самом деле они живут, мало кто знает. Об их традициях нам рассказал цыганский барон Николай.

Рассказ Николай начал с того, что цыгане живут по всему миру. Югославские цыгане – ловари, самоназвание произошло от слова «лаве» – «деньги». Оглы – крымские цыгане, у них мусульманская вера. Цыгане-сэрвы могут гипнотизировать. Цыгане-плащуны – это карманники. А мне довелось общаться с цыганом-котляром. Это лудильщики из Молдавии, котлярами их прозвали из-за того, что они зарабатывали на жизнь тем, что делали котлы, посуду, баки для воды. А ещё котляры хорошие сварщики.

Новое время диктует свои условия, и с 90-х годов цыгане стали заниматься бизнесом: купил – продал.

– Как поётся в песне, наш адрес – Советский Союз, где только мы не жили: в Баку, на Кавказе, в Новороссийске, в Ставрополье, в Крыму, – говорит Николай. – В Челябинск стали приезжать в 1974 году, а осели в 1995-м.  

Зов крови

Женщины занимаются хозяйством, дети учатся в школе, заканчивают девять классов. Цыганки иногда гадают на улицах, хотя, по словам Николая, многие и не умеют, но ничего поделать с зовом крови не могут.

– Говорят что вздумается, но иногда попадают точно, – говорит он. – Моя мать, Диаманта Гавриловна, была хорошей гадалкой. Она гадала по руке, говорила о человеке всё. Мои сёстры тоже гадали, но не так, как она. Мать никого не научила гадать, это же талант, он либо есть, либо нет. Сейчас у нас нет цыганок, которые умеют гадать. Цыган, обладающих гипнозом, в Челябинске тоже нет.

Мальчик с норовом

Да и конокрады из цыган никакие. Сейчас цыгане даже не знают, как запрягать лошадей, все уже давно пересели на «железных коней». Но память хранит воспоминания о кочевой жизни, в которой конь был незаменим.

– У моего отца был конь, звали его Мальчик, – вспоминает Николай. – Это был иноходец, с норовом: не любил тащиться в середине обоза, всех обгонит и встанет впереди. Как-то один цыган сел на козлах, а отец его предупреждал, что Мальчик не любит чужих. Мальчик встал на дыбы и понёс. Возле болотца кибитка накренилась, и мать с моим двухлетним братом выпали. Было это осенью, брат промок, заболел воспалением и умер. Какие тогда лекарства были? Мальчика часто отпускали погулять. Мать, возвращаясь с гадания, всегда приносила ему сахар и кусок чёрного хлеба. Он чувствовал её возвращение и шёл к ней навстречу, ласкался. Когда отец его ругал, он уходил к матери жаловаться.

Коней запрягали в телеги и кочевали, у того, кто побогаче, имелась кибитка. Палатку, одеяла и единственную кастрюлю возили с собой. Кочевали летом, зимой оседали на квартирах.

Древние традиции

Николай говорит, что цыгане стараются не нарушать законов страны, в которой живут. Если в таборе случается ссора, приходят к барону. Он собирает стариков, которые рассудят и помирят. Традиции в таборе сильны, они передаются из поколения в поколение. 

– Например, моя сноха никогда не заговорит со мной утром, пока не умоется и не оботрётся платком, – говорит Николай. – Так же и сын. Они не имеют права разговаривать со старшими, пока не приведут себя в порядок. Если по улице идёт мужчина, женщина не должна переходить ему дорогу или обгонять его. За столом с мужчинами женщины не сидят. Только женщина в возрасте может сесть за стол к мужчинам.

До свадьбы – ни-ни!

Сватают молодых, не спрашивая их согласия. Кого на ком женить, решают старики.

– Идут к хозяину, у которого есть дочь, приносят ему дары для сватовства, – рассказывает Николай. – Если договариваются, то отдают хозяину магарыч, то есть калым за невесту, и сразу начинается подготовка к свадьбе, которую сыграют уже на следующий день. Гуляют три-четыре дня.

Бывает, что жених и невеста даже не видели друг друга. Такого, чтобы цыган влюбился и попросил засватать выбранную им девушку, не бывает. Браки с людьми других национальностей запрещены, кровосмешение не допускается, нарушитель проклинается роднёй и изгоняется из табора.

Раньше невесту наряжали в цыганское платье, на голову ей надевали трёхъярусный венок из цветов, цветы вплетали в косы. Сейчас невеста одета в белое платье и фату. Женятся цыгане рано, с 14 лет. Но физическое развитие жениха и невесты учитывается: если они ещё совсем дети, то ждут.

Цыганские огоньки

Цыгане отмечают церковные праздники. Великий пост перед Пасхой держит кто-то один в семье, обычно это пожилая женщина. В последнюю неделю поста, в среду перед Чистым четвергом, постящаяся женщина перевязывает пучок прошлогодней травы полотенцем, а рано утром в четверг женщины уходят из дома, делают из этой травы кучки и поджигают их. Один огонёк – за Пасху, остальные – за усопших родственников.

Утром на Пасху красят яйца, жарят лепешки и рёбрышки. На лепешку кладут несколько рёбрышек, крашеное яйцо, глава семьи мочит в вине просфорку из церкви и даёт всем пригубить, после этого можно приступать к приёму пищи.

Кстати, когда цыган умирает, перед его окнами положено разжечь костёр. На огонь, по поверью, приходят души умерших родственников. После похорон шесть недель по улицам ходит девочка с кувшином, который перевязан бантами, и поит детей за помин души.

Национальные блюда

На праздники готовят национальные блюда. Это цыганские голубцы и пирог.

Начинку для голубцов делают из лука, риса, кусочков мяса и тёртого твёрдого сыра, заворачивают всё это в листы квашеной капусты, которую солят целыми вилками. Варят голубцы в бульоне, оставшемся от приготовления кур, гусей, уток. Потом голубцы обжаривают на сковороде и подают с соусом.

Тесто для пирога заквашивают на молоке и яйцах, добавляют немного коньяку. Когда оно поднимется, раскатывают, обмазывают сгущёнкой, кладут творог, урюк, мак, изюм, измельчённые курагу и орехи, заворачивают как рулет и, смазав желтком, ставят в духовку.

Пир перед гибелью  

Есть у Николая и история о Великой Отечественной войне.

– Тогда наши предки, более ста семей, жили в одном белорусском селе под Могилёвом, – рассказывает Николай. – Они работали в районе, делали железную посуду. Как-то приехавший немецкий офицер оставил в машине портфель, и кто-то перерыл его бумаги. Местные сказали, что это цыгане. Офицер приказал цыганам выдать того, кто это сделал, и дал три дня. За это время цыгане переженили всех, кто ещё не был женат, даже грудных младенцев, три дня гуляли свадьбы. А потом в вырытой траншее весь табор, даже женщин и детей, немцы похоронили заживо. Земля шевелилась три дня. Спаслись только двое детей, их местная женщина спрятала в погребе. 

Цыгане – одно из самых многочисленных этнических меньшинств общего индийского происхождения. У цыган есть гимн, флаг и герб, их выбрали на первом Всемирном цыганском конгрессе 8 апреля 1971 года в Лондоне (теперь 8 апреля – Международный день цыган).  На гербе изображены колесо кибитки, подкова, колода карт.

Автор: Татьяна Савиных

image