image
image
Общество
451

В Сатке увеличилось количество канализационных засоров

Специалисты АО «Энергосистемы», ответственные за эксплуатацию сетей водоотведения, бьют тревогу: в Сатке резко участились засоры канализации. Эти аварии приводят к отключениям воды на срок до нескольких суток, а работники предприятия в это время вынуждены по пояс в ледяной «мусорной» воде вручную, часто и по ночам, «пробивать» засоры.

О том, что саткинцы, путающие унитаз с помойным ведром, отправляют в канализацию, а также о том, каких больших бед способна наделать обычная тонкая влажная салфетка,  -  наша беседа с заместителем технического директора по эксплуатации сетей водоотведения АО «Энергосистемы» Сергеем Матасарем.

– Сергей Ефимович, что чаще всего приводит к засорам и грозит длительными отключениями воды?

– Наша печальная практика показывает: в 90% случаев причина всех засоров канализации в нашем городе – влажные салфетки. Этот синтетический материал, пропитанный маслами и кремами, в отличие от туалетной и газетной бумаги совсем не растворяется в воде. Наматываясь друг на друга, салфетки образуют огромную особо прочную пробку в канализации, которую крайне сложно устранить.

– Очевидно, корень зла в том, что культура обращения с системой канализации у многих начисто отсутствует?

– Да, я вынужден констатировать этот факт. Люди не задумываются о том, что своим безответственным поведением надолго оставят без воды не только соседей, но и жильцов многих окрестных домов, связанных общей системой. Весь город разделен на шесть главных участков водоотведения – «коллекторов». Поэтому, если из-за засора выйдет из строя специальная канальная машина, так называемый откачивающий бойлер, – один из участков на период от одних суток до нескольких дней может остаться и без холодной, и без горячей воды.

Однако, уподобляясь, мягко выражаясь, символу наступившего года, многие граждане бросают в унитаз целые подгнившие фрукты и овощи, очистки, памперсы и гигиенические прокладки, тряпье (детские вещи, нижнее белье), смывают наполнители для кошачьих туалетов… Причем я видел в канализационных стоках фрукты и овощи такого размера, что их нельзя просто бросить в унитаз и спустить воду: они застряли бы в «колене» унитаза. Значит, жильцы специально проталкивали в него свои отходы, прилагали усилия!

– Им что, лень донести свое мусорное ведро до контейнеров?

– Очевидно, это так. А жильцы с верхних этажей рассуждают по ошибочному принципу «моя хата с краю»: мол, если случится большой засор и зловонная вода хлынет из унитаза, затапливая квартиру, так ведь это будет не у меня, а у соседей на первых этажах… На самом деле многоквартирный дом – словно единый организм, связанный общей системой труб. И, если произойдет авария, от нее пострадают все без исключения жильцы.

– Правда ли, что памперсы, прокладки, наполнители для кошачьих туалетов способны впитать столько воды, что превращаются в гигантские «кляпы» для труб?

– Совершенно верно. Они сделаны из настолько гигроскопических материалов, что впитывают по нескольку литров воды. Удалить такой «кляп» не всегда удается даже после нескольких часов ручного изматывающего труда. После новогодних праздников, когда часть наших некультурных земляков особо рьяно смывала в унитаз остатки своих пиршеств, работники аварийных бригад «Энергосистем» почти не видели семей: устранять засоры и восстанавливать водоснабжение приходилось, что называется, от зари до зари.

– Какие еще предметы представляют особую опасность для канализации? Что ни в коем случае нельзя смывать в унитаз?

– В унитаз вообще не должно попадать ничего, кроме отходов жизнедеятельности человека: только для этого и предназначена уборная! Однако, если говорить об особой опасности для системы, то ее представляют также средства контрацепции (прочная резина не растворится в воде и за десятилетия) и волосы, которые многие парикмахерские на первых этажах жилых домов не утилизируют, как бытовой мусор (хотя обязаны это делать), а тоже смывают в унитаз. Волосы по прочности почти не уступают резине: они переплетаются между собой, образуя огромный ком и «мертвый» засор.

– Вы неоднократно подчеркнули: слесари, спускаясь в канализационные колодцы, вручную «пробивают» засоры. Разве это не способна сделать специальная канальная машина?

– Нет, это распространенное заблуждение. Канальную машину не стоит путать с ассенизационной: она откачивает только воду, и ничего более. Устранить засор канальная машина не способна, это приходится делать именно вручную, по многу часов, трудясь зачастую без выходных, поздними вечерами и даже ночами. К тому же канальных машин недостаточно: их всего две, а домов в Сатке – более трехсот.

– Почему специалисты вашей сферы часто сравнивают засор со снежной лавиной?

– Это точная метафора: даже если остановить первую волну засора, он успеет продвинуться дальше, вглубь. Когда слесари тщательно прочищают трубу, часть отходов неизбежно и стремительно уходит дальше – на насосную станцию, где может вывести из строя насосы, а потом и далее – на очистные сооружения, забивая мусором клети. Например, в прошлом месяце встали два коллектора, причем на трубах очень большого диаметра (300 и 400): их забили огромные клубки из влажных салфеток, волос, тряпья. Возникла угроза всей коммунальной инфраструктуре Сатки, нашему общему бытовому благополучию. И устранить эту угрозу удалось лишь ценой огромных усилий в течение целой недели. Ведь засор канализационных сетей может привести к приостановке деятельности детсада, школы, поликлиники, больницы. И это негативно скажется на каждом жителе нашего города!

– А ведь многие, бездумно бросая в унитаз влажную салфетку, даже не задумываются о таких последствиях…

– Именно поэтому наш сегодняшний разговор – не просто призыв к землякам быть аккуратнее, ни в коем случае не использовать унитаз как помойное ведро, уважать соседей и чужой труд, но и обращение – «крик души». Если саткинцы не научатся правильно пользоваться системой водоотведения, ее может настичь скорый всеобщий коммунальный «паралич».

Фото Сергей Матасарь

image