image
Общество
554

Иван Чесноков: «Приехав в Сулею, я задышал»

Открытие персональной выставки Ивана Чеснокова состоялось в библиотеке Новой Пристани (Межевой). Автор представил свои полотна и сувениры.

"Эта выставка не только про родной край. Она больше про моё душевное состояние, про переход от чёрного к светлому, — говорит Иван. — Здесь каждый найдёт, увидит, почувствует что-то своё".

О городе детства

Иван Чесноков родился и вырос в Трёхгорном. Этот небольшой и уютный городок, появившийся на карте в годы холодной войны, был островком благополучия в годы его детства.

— В 90-е многие в стране бедствовали, а у нас были все относительно спокойно: не было дефицита продуктов, по городу вместо маршруток катались автобусы-мерседесы, повсюду были клумбы – город был очень ухожен, рядом открылся горнолыжный комплекс «Завьялиха». Сейчас Трёхгорном всё как у всех, но он не теряет своей камерности, — рассказывает Иван.

Рисунки на полях

Рисовать Иван Чесноков начал в школе. Сначала это были изображения на полях тетрадей — по теме урока:

— Конспект из рисунков получался, я так лучше воспринимал и запоминал информацию. Учителя всегда жаловались на рисованные поля тетрадей, на что я не реагировал, мне казалось это отличной идеей для познания материала, как в детских книжках — сказки с картинками. Учился я, к слову, неплохо. Не познал только химию и с иностранным языком были проблемы.

Мама Ивана решила пустить увлечение сына в «мирное русло» — записала его в изостудию Детской школы искусств. Там Иван начал познавать историю искусства, осваивать рисунок, живопись, скульптуру, глину.

Сбежал из Златоуста

После школы Иван поступил в Златоустовский педагогический колледж, но через год буквально сбежал оттуда.

— Учился довольно легко. Но мне было скучно, я буквально засыпал на лекциях. И Златоуст давил серостью, дождями, холодом и ветром. Добавьте к этому разруху нулевых и постоянные разборки между непонятными людьми на улицах. Мне казалось, что из города, где всё было спокойно, я попал в настоящий ад.

Приехал обратно в Трёхгорный. Устроился на денежную работу — изготавливать акриловые ванны. И жизнь моя превратилась в обычную «пацанскую»: дискотечно-клубную, немного хулиганистую. Я был молод. Была любовь. Был горнолыжный спорт. Были встречи с друзьями. Мне ничего не хотелось менять, да и пугали перемены.

Челябинск

В 23 года Иван уехал в Челябинск, где жила Лилия, его любимая девушка. Стали строить планы на будущее, но им не суждено было сбыться, жизнь Лилии трагически оборвалась.

— Моё состояние было схоже с тем, что в Златоусте: серое и безрадостное, — вспоминает наш герой. — До этого я несколько нет не рисовал. А тут снова начал — нечасто, медленно погружаясь в процесс.

В Челябинск приехал двоюродный брат, они постоянно были вместе, много работали. А через год — снова беда.

Сулея. Возрождение через боль

В 2017-ом мама сообщила Ивану, что их дед смертельно болен, он в больнице. Нужно приехать в Сулею, присмотреть за домом и хозяйством.

— Думал, что еду на месяц, пока дедушка в больнице. Но он оттуда не вернулся… На семейном совете решили, что я останусь жить в доме. Дед был рукастый, здесь всё было сделано основательно, на века. В доме выросла моя мама, которая после учёбы уехала в Трёхгорный и создала там семью, здесь мы проводили все школьные каникулы. Это наше семейное родовое гнездо. Рука не поднялась продать его.

Свежий воздух, солнце, деревья, Айские притёсы, Пороги — я словно заново открыл их для себя. Это ощущение чистоты и покоя буквально пронзили. Мне захотелось ЖИТЬ. Днём я работал, в свободное время ходил за грибами, ягодами, завёл курочек, ездил на рыбалку с ночёвкой на Ай. Туманное утро, костёр и горячий чай. Скалы, хвойный лес, березовый лес, птицы. Небо — чистое и синее-синее.

Я начал рисовать. Каждую ночь.

Мир внутри

— Думаю, именно природа мне подарила вдохновение. Мы живём рядом с такой красотой, а зачем-то уезжаем в большие города, где нечем дышать из-за заводов и предприятий. Мои картины сначала были исключительно чёрно-белые, словно тот, прошлый мир, с моим его восприятием. Но постепенно работы стали наливаться красками.

В 2023 году я познакомился с Еленой Конашовой, она стала моим ангелом-хранителем и вдохновителем. И как-то всё пошло вверх. Познакомился с представителями культуры Саткинского округа.  

В том же 2023-м представил свою картину «Станция Мир» в Москве. Из более 2000 работ на выставку «Искусство и Добро» отобрали около 100 полотен. И моя работа была среди них. Выставка проходила на Арбате в галерее известного в культурных кругах Юрия Омельченко. Это картина старой сушильни в Лаклах.  Я увидел её во время поездки по Башкирии. Почти разрушенная избушка, под которую кто-то подложил рулоны сена. Удивительное было сочетание фактуры и света…Я долго ходил вокруг, фотографировал с разных ракурсов. А дома написал картину.

Осенью была выставка «В Красном» в Челябинске, где принимала участие картина «Парамоновские порталы». Много было событий.

А как появились сувениры?

— С коллективом творческих людей поехали на лекцию в Магнитогорск к Геннадию Шаталову — гуру туристических событий, сувениров. На его лекциях понял, чем хочу заниматься, помимо картин. Приобрёл станок и стал изготавливать сувениры из фанеры, магниты. Меня пригласили на «рАЙскую гонку», где я единственный представил сувениры. В этом году занял третье место по Сибири и Уралу на Всероссийском туристическом конкурсе, который проходил в Абакане — представил сувенир «Старая стела САТКА».

2 октября в Стерлитамаке презентовал проект «Сокровища племени Айле» (этнографические сувениры-кулоны из глины и камушками реки Ай) и стал победителем. В декабре в Санкт-Петербурге будут выбирать лучших из лучших, поеду на защиту.

Взгляд художника и мастера

Выставка работ Ивана Чеснокова в  библиотеке Новой Пристани (Межевой) Сулее продлится до конца октября. Приходите. Знакомьтесь с работами интересного автора. И, возможно, они вам расскажут о своём создателе свою историю.

Фото из архива Ивана Чеснокова

image