image
image
Закон
401

«Доплатите за ущерб!» Должен ли виновник ДТП платить недостающую сумму на ремонт авто, рассказал саткинский автоэксперт

Многие автомобилисты, которые попали в ДТП и понесли убытки, зачастую не могут добиться возмещения ущерба от страховой компании. И в этом случае потерпевший вправе обратиться в суд, с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Согласитесь, ситуация неприятная?

Как избежать подобных судебных разбирательств и что необходимо сделать участникам дорожно-транспортного происшествия, корреспонденту портала «Говорит Сатка» рассказал эксперт Центра оценки и консалтинга Сергей Тютюнников.

– Здравствуйте, Сергей Борисович. Давайте разбираться по порядку. Расскажите о случаях, которые могут произойти с участниками ДТП.

– К нам обратился житель Сатки. Полгода назад он попал в ДТП и был виновником аварии. На тот момент потерпевший водитель обратился в страховую компанию и получил выплату. Но, спустя шесть месяцев, он подал в суд на виновника с требованием выплатить недостающую на ремонт машины сумму.

– Наверное, это было, как снег на голову для виновника?

– Безусловно, прошло столько времени. Мужчина был в недоумении: как так?

– А законно ли такое требование?

– Да, Гражданским кодексом пострадавший имеет право на полное возмещение убытков от виновника. Закон об ОСАГО нацелен на защиту прав потерпевших, но гарантирует возмещение вреда в пределах, установленных этим законом.

– Думаю, здесь надо остановиться подробнее.

– Страховая компания компенсирует потерпевшему расходы на ремонт авто. Однако не покрывает всю вашу ответственность.

Размер выплаты ограничен законом: при вреде здоровью установлен лимит – 500 тысяч рублей. При ущербе имущества – 400 тысяч рублей.

Есть и еще нюанс. В случае, когда авария оформлена по Европротоколу с применением фотофиксации, максимальная сумма выплаты по ОСАГО составит 400 тысяч. А без фотофиксации –100 тысяч.

– Учитывается ли износ автомобиля при выплате страховки?

– Да, и это тоже проблема для автомобилистов. В связи с изменениями в законе, ОСАГО должно выплачиваться с учетом износа деталей. 

– Какой максимальный порог износа?

– По закону, максимальный износ деталей составляет 50%. То есть страховщик не может возместить меньше половины их рыночной стоимости. Чем меньше износ, тем больше компенсация. При этом, страховые компании по-разному рассчитывают сумму ремонта двух идентичных автомобилей с одинаковыми повреждениями, но разного года выпуска. Для более нового авто компенсация будет выше.

– Получается, есть риск, что владельцу авто может придется доплачивать, если износ посчитают максимальный?

– Совершенно верно. Если страховая посчитает износ максимальным и выплатит половину стоимости деталей, а владелец автомобиля не найдет их за эти деньги даже на разборке или сразу решит ставить новые, то придется доплачивать.

– «Подводных камней», конечно, очень много. Нужно учитывать столько нюансов и потерпевшему, и виновнику ДТП. Что посоветуете автомобилистам, чтобы не усложнять ситуацию и получить компенсацию со страховой в полном объеме?

– Виновнику ДТП, с которого требуют компенсации, я бы посоветовал следующее:

  1. Запросить копию акта осмотра и фотографии, справку о ДТП,
  2. Сравнить повреждения автомобиля по акту осмотра, справке о ДТП и заказ-наряду, по которому потерпевший оплачивал ремонт. Вполне возможно, что на фото с осмотра, например, поцарапанную дверь просто покрасили, а в заказ-наряде написали, что заменили.
  3. На всякий случай, проверить машину потерпевшего по VIN на сайте Госавтоиспекции. Может случится, что она попадала в аварию после или до вас и получала похожие повреждения. А вам предъявили сумму за ремонт. 

 

– А как быть пострадавшей стороне, чтобы не попасть в впросак, не получить сумму меньше и не судиться с виновником за недоплаченные средства?

– В первую очередь, я бы рекомендовал пройти независимую экспертизу. Во-вторых, в Верховном суде уже существует практика, когда выплаты производились без учета износа. И я надеюсь, что таких случаев будет больше. И третье, это, конечно, обратиться в экспертный центр, где опытные автоюристы помогут вам рассчитать справедливую сумму и оформить все документы для компенсации.

– Вы имеете ввиду взыскать сумму именно страховой компании?

– Да, со страховой. Более того, в данный момент в нашем Центре активно идет работа по взысканию дополнительных убытков. 

– Что подразумевается под понятием «дополнительные убытки»?

– Если общими словами, то это финансовые потери, которые понес потерпевший, в результате работы страховой. Например, неправильные расчеты, увеличение времени на прохождение дополнительных процедур – в том числе, обращение в независимую экспертизу и расчет разницы в выплате между страховой и независимой экспертизами. 

Кстати, разница эта может быть внушительная, так ведь?

– Да, сейчас страховые выплаты производят в соответствии с РСА – справочника, который разработан совместно с Центробанком.  И, зачастую, суммы, прописанные в этом справочнике, не соответствуют действительности. Например, фара по РСА стоит 5 тысяч, на деле ее цена – 25 тысяч рублей. Вот это все в совокупности и входит в понятие «дополнительные расходы», которые вполне реально взыскать не с виновника ДТП, а именно со страховой. Чем мы сейчас и занимаемся, в том числе.

Спасибо, Сергей Борисович за полезные рекомендации. А я желаю Вам и всем нашим читателям безаварийной езды и зеленых светофоров во всех смыслах! 

 

 

 

image