
«Алиса, расскажи мне…»: саткинские дети дружат с «коробочками»
Недавно знакомая поделилась своим беспокойством по поводу того, что её ребенок подружился с… «коробочкой». Она не на шутку обеспокоилась, что голосовой помощник заменил ребенку друзей, а где-то даже семью…
Немного с юмором, тревогой женщина делится сокровенным:
«Я немного в панике...Ребенок целыми днями общается с «коробочкой». Пишу, потому что чувствую себя немного... странно. Или старой. Или просто мамой в 21 веке. Мой младший (6 лет) в последнее время буквально подсел на общение с голосовым помощником. У нас Алиса, но суть не в бренде. Сначала это было мило: «Алиса, включи песенку!», «Алиса, сколько будет 5+3?». Но теперь...Он спрашивает у нее ВСЁ: «Алиса, почему небо синее?», «Алиса, а что будет, если не чистить зубы?», «Алиса, а мама меня любит?». Вот этот последний вопрос, честно, кольнул в сердце. Рассказывает ей о своем дне: «Алиса, а сегодня у меня был праздник в саду!». Просит ее играть, придумывает какие-то диалоги, сценарии. Сидит в комнате и часами бубнит с этой колонкой! «Алиса сказала!» – это теперь новый аргумент в любом споре. Я начала дико переживать! Это нормально? А вдруг это зависимость? Как от планшета, только от говорящей колонки. Купила на свою голову!»
Бум с говорящими колонками действительно набирает обороты. Казалось бы, чем может навредить голос из «коробочки», но, если опасения есть, то их необходимо или развеивать или думать, как разрешить сложившуюся проблему…
Исследователи из Кембриджского университета выяснили, что голосовые помощники вроде «Алисы» и Siri могут негативно влиять на способность к состраданию и тормозить навыки критического мышления у детей, препятствуя социальному развитию. Учёные считают, что основная проблема заключается в том, что дети очеловечивают устройства, которые «представляют собой набор заученных слов и звуков, составленных в предложение». В итоге дети начинают подражать поведению «Алис».
Мы поинтересовались мнением детского психолога Арины Курагуловой по поводу использования «умных» помощников детьми.
- Учёные говорят, что дети очеловечивают подобные гаджеты. С точки зрения психологии, чем это может грозить?
- Дети, как известно, как губки впитывают всю информацию, подражают полюбившимся героям мультфильмов, взрослым или, конечно, игрушкам в виде голосовых помощников. Создатели научили таких «Алис» не просто разговаривать, но и поддерживать диалог. К сожалению, часто бывает, что родители на вопросы ребёнка, так скажем, устают отвечать, в итоге отмахиваются или отправляют к другому родителю, мол, вон у папы спроси. Там дитё получает подобную реакцию, в итоге у ребенка формируется понимание, что к родителям с вопросами лезть неинтересно, а иногда и вовсе опасно, когда слышат в ответ что-то вроде «Не задавай глупых вопросов, мне некогда!». А колонка всегда ответит, поддержит, выслушает, поучаствует в диалоге! В данном случае, работать надо, прежде всего, с родителями. Если же этот вариант исключён, и родители с радостью идут с ребёнком на контакт, но гаджет все равно притягивает больше, то это другой вопрос.
- Как же быть во втором случае и почему так происходит?
- Как отметил учёный Адам Миклоши, в данный момент эти устройства очень примитивны, потому что люди, которые их разрабатывают, не заботятся о взаимодействии с людьми и их влиянии на развитие детей. В первую очередь, надо ограничить времяпровождение ребёнка с гаджетом. В большинстве случаев, это болезненный процесс, поэтому сразу стоит задуматься о том, чем занять ребенка в это время, отдать его на дополнительные занятия, секции, каждый день много гулять. Если перечисленные способы не помогают, то без помощи специалиста не обойтись.
- Как колонки могут повлиять на развитие ребенка по вашему мнению?
- Во-первых, может развиться социофобия. Колонка, если её настроить на детский режим, никогда не пошлёт, не выдаст агрессию и всегда относительно предсказуема. Другая проблема - устройства не ожидают от детей ответа «пожалуйста» или «спасибо». Они не на каждый вопрос находят ответ, не способны в полной мере поддержать качественный диалог. Ребенок развивается узко, получая однозначные ответы на свои вопросы. Они требуют у колонки како-либо действие, и она это выполняет. В дальнейшем манера общения в стиле «потребовал – получил» перельётся в общество.
- Мы говорим только о вреде, а есть ли польза от умных «помощников» для детей?
- Если использовать без фанатизма, то польза, безусловно, есть. Во-первых, ребенок быстро может получить ответ на интересующий вопрос, перевод текста и слов на иностранные языки, благодаря чему ребенок с раннего возраста может узнать азы, например, английского языка. Опять же, если без фанатизма, то подобное общение помогает развивать речь, улучшать дикцию, увеличивать словарный запас. Для детей с ограниченными возможностями здоровья голосовые ассистенты упрощают взаимодействие с миром через структурированные команды и напоминание о режиме дня. «Алиса», «Маруся» помогают познавать мир. Но всегда важно помнить, что живое общение гораздо важнее. Родителям стоить бить тревогу, когда электронный голос для ребенка становится приоритетным. Важно активировать родительский контроль на устройстве, просматривать историю запросов и всячески развивать ребенка на дополнительных занятиях. Тогда умный ассистент принесет только пользу.
Фото: https://hip2save.com/2019/08/02/echo-dot-3rd-gen-just-22-echo-smart-speaker-only-49-99/


Комментарии
Добавление комментария
Комментарии