«Хаги Ваги и все-все-все»: психолог рассказала жителям Саткинского района о влиянии персонажей мультфильмов
Ранее сайт «Говорит Сатка» сообщал о том, что бакальцы возмущены публикацией персонажей популярной компьютерной игры (Хаги Ваги и Киси Миси) на афише детского праздника. Они утверждали, что это может навредить психике представителей подрастающего поколения. О том, не напрасны ли опасения, и что делать, чтобы уберечь детей от возможного пагубного влияния мультфильмов и игр, сайт «Говорит Сатка» поговорил с психологом Оксаной Лунеговой.
– Действительно ли такие персонажи игры могут как-то сказаться на психоэмоциональном состоянии детей?
– На самом деле, мышление человека зависит напрямую от того, что он смотрит, читает и чем увлекается. Родители часто обращают внимание на то, что ест ребенок, я имею ввиду питание, но ведь информация – это тоже пища, только для ума. Ребенок начинает смотреть на весь окружающий мир через призму своего мышления. Он начинает принимать за норму такие игрушки, копирует их действия и эмоции. Хотим ли мы видеть своих детей копиями подобных игрушек?
Что касается сюжета мультфильма. Один профессор делал опыты над игрушками. У Хаги Ваги на шее была бабочка, к которой подвели ток. Когда Хаги Ваги делал неправильно задания профессора его било током. И когда от боли Хаги Ваги плакал, его заставляли смеяться и обнимать профессора. Если он неправильно смеялся и обнимал, его опять били током. Вот почему у него такая страшная улыбка.
Даже если посмотреть по сюжету мультфильма, идет подмена эмоций и реакций на подобные эмоции – если расстроен и плачешь, значимые окружающие проявляют к тебе агрессию, после этого надо смеяться и благодарить за вызванные чувства и снова агрессивные действия, если недостаточно откровенно проявляешь эти чувства. Если просто вдуматься в этот сюжет, что в этот момент фиксируют наши дети? Как надо проявлять свои чувства? Или как нужно поступать если ты видишь, что кто-то расстроен, когда у него что-то не получается?
Психоэмоциональное состояние человека – очень хрупкое, особенно в детском возрасте. Какие эмоции вызывают эти персонажи? Страх, радость, злость, тревога. То, что пугает вызывает в организме выброс адреналина, будоражит чувства такое состояние у ребенка вызывает интерес и потребность в подобных ощущениях. Есть еще такой момент, чем ярче эмоция, тем быстрее и прочнее закрепляется действие. Сейчас эти персонажи (авантюристы, герои, ведущие распутный образ жизни, аферисты, грабители) заполонили все полки детских магазинов и демонстрируются в кинотеатрах и на телевидении в России, очень интересно с какой целью?
Когда герой или авторитет твоего ребёнка является отрицательным, совершает плохие поступки (даже если в вперемешку с хорошими), он может быть хорошим примером и должен ли поддерживаться значимыми взрослыми – родителями и учителями?
Считаю, что есть много произведений искусства, которые проверены временем. современные модные увлечения детей должны быть изучены родителями и в диалоге с ребёнком разобраны, чтобы ребёнок осознавал, что их герой делает не так, может ли он быть авторитетом, поддерживают ли его поступки родители (авторитетных близкие ребёнка). Нужен разбор, беседа, оценочные суждения ребёнка на вопросы взрослых, выводы.
– Стоит ли родителям ограничивать детей в просмотре мультфильмов и компьютерных играх, которые могут отразиться за их мировосприятии, психике и т.д.?
– Родителям важно вникать в то, чем увлекается ребёнок, чтобы не запрещать, но направлять его мысли, анализировать происходящее, оценивать, рефлексировать (осознавать свои другие чувства и эмоции, кроме эйфории, азарта, интриги и удовольствия от просмотра). Не стоит осуждать ребенка за его интерес, ведь мы смотрим со стороны на ситуацию. Когда мы увлечены чем-то, то тоже игнорируем многие недостатки, которые нас портят, разлагают, заставляют поступаться своими принципами, ценностями – алкоголь и сигареты, азартные игры, низкопробные кино и книги...
– Как определить, что тот или иной персонаж (мультфильм, игра) могут негативно сказаться на развитии ребёнка?
– Основными признаками являются:
- Резкая перемена психоэмоционального состояния ребёнка.
- Негативные изменения в его поступках, поведении.
- Меняются морально-этические границы ребёнка – вести себя вызывающе, обманывать, самовольничать, брать без спроса, мстить и обижать, видеть в окружающих только плохое, гордиться или завидовать становится для ребёнка нормой.
- Меняются внутренние ценности ребёнка – богатство и роскошь, свобода и вседозволенность, свои интересы (вопреки окружающим) выходят на первый план.
- Чрезмерная увлеченность (зависимость) от данного продукта – игрушки, компьютерной игры, фильма или книги.
- Отрицательные поступки совершают не только второстепенные персонажи (такие, как старуха Шапокляк, Весельчак У, Шер-хан и шакал Табаки из советских мультфильмов), но и главные герои, с которыми ребёнок в процессе игры, чтения или просмотра мультфильма себя олицетворяет и сопереживает им.
- Эти главные герои, совершив отрицательные поступки, в финале вместо осознания своего плохого поведения, признания вины (раскаяния) и попытки измениться, они не страдают как Волк из «Ну погоди!», а напротив – достигают победы, успеха, изображаются крайне притягательными для зрителя (например, последние фильмы «Круэлла», «Серебряные коньки», «Домовой», «Джокер» и т.п.).
Подготовила Валерия Миронова.
Фото Юлии Масловой.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии