image

«Денег не было, но мы держались»: саткинцы рассказали, как пережили кризис 1998-го года

Общество
08:50
574 просмотра

В начале пандемии в России люди массово закупались гречкой и туалетной бумагой. Сегодняшняя ситуация в стране побудила в магазинах ажиотаж: люди «охотятся» на сахар, масло и соль.

Экономисты считают, что потребность в скупке товаров питания зародилась у россиян ещё в 90-х годах, когда страна встретила дефолт. 17 августа 1998 года правительство объявило молодое государство банкротом. В первые недели после дефолта рубль стремительно дешевел, любые товары - дорожали. Конца этому не было видно, однако, благодаря нежданному росту цен на нефть, уже через пару лет страна начала процветать.

События 20-летней давности хорошо отложились в памяти людей: россияне также скупали все, что видели в магазинах и думали, как выжить при долларе по 26 рублей.

Мы попросили саткинцев вспомнить, как они жили во время кризиса 90-х.

Оксана, предприниматель:

«В то время у моих родителей был продуктовый киоск, я была студенткой, училась в педколледже, но родителям помогала, торговала вечерами в ларьке. Жили мы неплохо, потому что было, чем торговать, склад был наполнен. Покупали люди всё: и чай, и сладости, и консервы, и макароны, и рулеты. «Балканская звезда» скупалась очень быстро, курили, как обычно. Люди научились жить! Мы делали акцент на отечественных продуктах первой необходимости. Бизнес был маленький, с импортом особо не связывались, поэтому, думаю, и выжили. Всё всегда продавалось, мы шли на уступки и даже работали по бартеру. Например, сосед нам огород вскапывал, а мы ему продуктовый набор. Со временем киоски закрылись, мы перешли в формат магазина. Сейчас хочу успокоить людей: продукты есть и будут! Посудите сами, колбасные изделия, макароны, хлеб, молоко, сахар, крупы – это товары местного производства. Товар в наличии есть и будет!»

Ирина, воспитатель:

«Года до 94 зарплату платили миллионами, но по факту ничего не могли купить. Например, сахар стоил 20 тысяч рублей. Пережили как-то это время и «стукнул» кризис 1998 года. Я тогда только после института устроилась работать воспитателем в детский сад, будущий муж, на тот момент, работал врачом. Мы готовились к свадьбе. До кризиса я успела купить свадебное платье в Челябинске. Свадьба была назначена на декабрь 1998 года, отменять мы её не хотели. Стол накрывали своими силами, праздновали дома. Нам тогда очень помогали родственники из Башкирии, которые снабжали нас продуктами: мясом, яйцами, сметаной, овощами. С этого и накрывали стол, готовили вместе с мамой и свекровью. Большинство гостей пришли на свадьбу без подарков, но кто-то дарил мебель, одежду, которую успели купить до дефолта. В целом же жить было можно. Когда написали с сайта «Говорит Сатка» и назвали тематику разговора, я, в первую очередь, залезла в интернет. Почитала истории людей, переживших дефолт, и поняла, что мы жили относительно хорошо. Не шиковали, конечно, но и не голодали. Когда денег не оставалось, и заканчивались продукты, часто готовили макароны с остатками овощей: луком, морковкой, помидорами, благо это была осень, запасы распределяли равномерно».

Владимир, шахтёр:

«В кризисные годы я хватался за любую работу. Работал горняком в Бакале, грузчиком, водителем и даже сиделкой. Брался одновременно за 4-5 работ. Первый год нашей семье дался достаточно легко, так как были сбережения в долларах, которые мы откладывали на покупку квартиры. Их мы потратили на еду. В шахте нам тогда платили и платили нормально, но через раз, с задержками. А пару раз и того продуктами выдали. Вечерами ездил в Бердяуш работал там грузчиком. Жили мы тогда на «цыганке» в частном доме. По соседству дедок лет 80 оказался лежачим, родственники его в Москве жили. Жена ходила, кормила его, а потом внук этого соседа предложил за 150 рублей в месяц ухаживать за ним. Согласился, 150 рублей тогда – это были деньги. Ответственность большая, времени много занимало, но хватался за каждую копейку. Сегодня, я, как и многие саткинцы, закупился впрок: крупы, тушёнка, заморозка. Немного, но всё же. В целом же живу, как жил: строю дом, жена насадила побольше рассады, пора засаживать огород вплотную».

 

image
image