image

Саткинские поисковики вернулись из экспедиции, во время которой были найдены останки шести красноармейцев

Общество
08:26
357 просмотров

С 22 сентября по 7 октября участники саткинского поискового отряда «Витязь» принимали участие в учебно-тренировочной экспедиции, которая называлась «От поиска – к военной археологии» и проходила в Керчи Республики Крым. 

Как рассказал один из участников экспедиции краевед Олег Дедов, всего в ней приняли участие четверо саткинцев – он сам, магнезитовец Денис Шаров, ученик 11 класса школы № 40 Никита Мавлетов и ученик 9 класса школы № 4 Кирилл Евтихеев. Они были единственными представителями Челябинской области. Также, помимо местных керченских поисковиков, в экспедиции принимали участие поисковики из Тамбовской и Ростовской областей. Всего было 15 человек.    

- Была конкретная цель – научить, ребятам показать, что такое военная археология, - рассказал Олег Дедов. - Работа велась по аэрофотосъёмке времён Великой Отечественной войны. На аэрофотосъёмке была указана траншея, то есть окопы. И вот эту траншею мы копали полностью. Нашли останки шести бойцов и потом зарыли траншею после себя.

Олег Дедов рассказал, что в год поисковики Сатки выезжают на 2 – 3 «Вахты памяти», в этом году их было две. Весной «витязи» ездили в Ленинградскую область, где во время раскопок нашли десять бойцов, один из них был даже со знаком гвардии, медалью «За оборону Ленинграда» и подписной ложкой, но до сих пор по инициалам не удалось определить личность погибшего солдата. Найденные в Керчи шесть человек тоже не опознаны.

Подробнее о том, как проходили раскопки, можно прочитать в группе «Вконтакте» «Военно-археологические экспедиции Аджимушкай» по ссылке https://vk.com/adjimushkai, где нужно искать публикации под заголовком «УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (2)».

Мы приведём лишь некоторые цитаты из этих публикаций.  

«Разведки на поле между высотами 125,6 и 133,3 мы проводили марте. И тогда же, не далеко от границы обширной балки, простирающейся до самого берега Азовского моря, в воронке, в нескольких метрах от небрежных шурфов на месте, видимо, траншеи, нашли останки немецкого пехотинца. И везде, даже на поверхности, заметные, правда, только опытному глазу, – следы интенсивного боя.

О том, что бои здесь были тяжелыми хорошо известно из оперативных документов и журналов боевых действий советских частей, постоянно сменяющих друг друга на этом (и соседних) участках. С момента выхода в ноябре 1943 г. на рубежи в район отметки 125,6 перед ними стояла задача – взять хорошо укреплённый опорный пункт на высоте 133,3, считавшийся «ключом» к немецкой обороне восточнее Булганака. Взять его не смогли, ни в ноябре, ни в декабре, хотя высоту неоднократно штурмовали, ненадолго выбивая противника из занимаемых им траншей».

Поисковики рассказывают в своих публикациях о том, что небольшой отрезок траншеи, хорошо видимый на аэрофотосъемке, нашли быстро, и видно было, что в ней не просто укрывались: сотни стреляных гильз, брошенных патронов, ручные гранаты, осколки – следы ожесточенных огневых контактов и гранатного боя… 

«В одном из углублений были найдены останки бойца в полном снаряжении, видимо, погибшего при близком разрыве крупного боеприпаса».  

«Постоянно и на разной глубине попадались разрозненные кости, фрагменты обмундирования, обрывки ремней, обувь, тыльники винтовок Мосина».

В рассказе поисковиков говорится и о том, что в советское время часть траншеи перекопали при прокладке трубы, а предположительно в 90-е годы тут уже пытались что-то отыскать неизвестные лица.   

Автор: Татьяна Савиных

Фото: https://vk.com/adjimushkai

 

image