Как избежать трагедии?
Всю страну потрясло страшное известие. 11 мая в гимназию города Казани с оружием ворвался 19-летний Ильназ Галявиев, бывший ученик этой школы, и устроил стрельбу.
По всей России психологи анализируют ситуацию, пытаясь понять, что же сподвигло молодого человека на такой зверский поступок. По одной из версий, парень подвергался буллингу со стороны педагогов.
О том, откуда берётся агрессия в школах, кто является её провокатором и как не допустить негативных последствий, мы пообщались с психологом Оксаной Лунеговой.
- С чем могут быть связаны трагедии, подобные казанской, и почему они участились в последнее время?
- Трагедия, которая, случилась в Казанской гимназии, очень печальна. Выражаю соболезнования родным и близким погибших и надеюсь, на скорейшее выздоровление раненых. Причины, которые способствовали трагедии очень много: серьёзное психическое заболевание, выплеск агрессии, месть, поиск виноватых в собственных неудачах, подражание, желание прославиться, доказать другим свою правоту и многое другое. Факторы, которые способствовали: возможность получить разрешение на оружие, купить его, пройти с ним по городу и зайти беспрепятственно в учебное заведение.
- В каких случаях сами учителя становятся провокаторами буллинга?
- Педагогические работники могут непреднамеренно участвовать в буллинге: провоцировать или унижать ребёнка, использовать негативные высказывания, устрашающие и угрожающие жесты, противопоставлять одного ребёнка всему коллективу, высмеивать недостатки или ошибки ребёнка, относиться привилегированно к некоторым детям. Причиной может послужить возникновение острого конфликта между учениками, нежелание или неумение преподавателей брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников, отсутствие контроля со стороны педагогов за поведением на переменах.
- А дети?
- Спровоцировать развитие буллинга среди детей может низкий уровень воспитания ребёнка, неадекватная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкогольными напитками, энергетиками, компьютерными играми, желание доминировать над другими, неуспешность ребёнка, завышенные требования к успеваемости ребёнка.
- Что в таких случаях должны делать педагоги?
- Прежде всего, оставаться спокойными и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в коллективе. Конечно, отнестись к этому нужно серьёзно. Оказать поддержку потерпевшему, показать обидчику своё отношение к ситуации. Пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников, пресекать пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Создавать ситуацию успеха у детей. Организовывать совместные мероприятия, дать возможность активным детям проявить себя за счёт своих способностей, а не за счёт унижения других. Следует избегать сравнения детей.
- Если педагог провоцирует класс на травлю (осознанно или нет), допускает в своей речи оскорбления, как действовать родителям?
- Такие ситуации, к сожалению, действительно встречаются. Родителям необходимо
создать условия в семейных взаимоотношениях, чтобы ребёнок мог рассказать родителям о негативном поведении и оскорбительных высказываниях педагога. На педагога может повлиять только администрация школы и просветительская и консультативная деятельность психолога. Для этого необходимо родителям сообщать руководству о данных инцидентах, желательно в письменном виде. Когда ситуация совсем выходит из под контроля, следует обратиться в органы правопорядка.
- Какие дети, как правило, становятся жертвами буллинга?
- Практически любой ребенок может стать жертвой. Риск увеличивается для тех детей, которые неуверены в себе, тревожны, нет друзей в коллективе, обладают необычной внешностью, неопрятно одетые, неуспешные в учёбе, не умеющие общаться, болезненные дети, имеющие физические недостатки, не умеющие постоять за себя, дети другой национальности, новички, любимчики учителей.
- Каков портрет подростка, который является провокатором травли в классе?
- Как правило, это активные и общительные дети, претендующие на роль лидера. Агрессивные, высокомерные, стремящиеся быть в центре внимания, не желающие идти на компромиссы, имеющие слабый самоконтроль, не умеющие брать ответственность за своё поведение.
- Как научить ребёнка правильно реагировать на буллинг?
- Предположите ребенку вместе обсудить причину поведения буллера, способы общения и возможные стратегии, создайте список ответов (они должны быть простыми и прямыми). Составьте сценарий поведения, научите контролировать эмоции в такой ситуации. Вместе рассмотрите, кто из учителей, друзей и одноклассников сможет помочь.
Подготовила Анна Порозова.
Фото: budemdobree.ru
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии