Дорога в небо
Пилот в отставке живёт в Сулее, делает модели самолётов из потолочной плитки и учит будущих лётчиков. Эдуард Мулаахметов окончил школу в Сатке и решил воплотить мечту в реальность: поступить в лётное училище и успешно его окончить.
Сайт «Говорит Сатка» поообщался с Эдуардом и узнал, что будет, если приземлиться с парашютом на электрические провода, почему нет самолётов с цифрой 13 и из каких подручных материалов можно сделать самолёт.
Эдуард, как вы попали в лётное училище? Чем обоснован такой выбор?
- Когда я учился в школе, к нам приезжали агитаторы из военных училищ и приглашали к ним поступать. Я в то время увлекался авиамоделированием, ходил в кружок, поэтому решил, что хочу связать свою жизнь с авиацией. К тому же отец у меня служил в авиации механиков. Сразу после школы в 1979 году поступить не получилось, было очень много абитуриентов на место. Через год повторил попытку, и она оказалась удачной. Я стал курсантом Качинского высшего военного училища лётчиков ордена Ленина в Волгограде.
- Почему выбрали именно это училище?
- В СССР это было одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота. Оттуда выпустились известные лётчики – космонавты: Валерий Быковский, Владимир Шаталов, Георгий Береговой, Анатолий Березовский.
- Что нужно для того, чтобы поступить в лётное?
- На первом этапе мы сдавали стандартные предметы: математику, русский, физику. На втором было уже сложнее. Мы проходили психологическое тестирование, которое длилось три дня. Нас подвешивали на различных авиатренажёрах, обязательно помещали в барокамеру. Вообще, надо иметь идеальное здоровье, выносливость, хорошую физическую подготовку. Это всё проверяется не только на вступительных экзаменах, но и во время службы.
- Интересная у вас была учёба. Наверное, и веселых историй в связи с этим было немало?
- Самым ярким впечатлением для меня стал первый прыжок с парашютом. Прыгали мы на поле, но ветром всю группу унесло на аэродром. Мы приземлялись кто куда: кто на самолёты, кто на провода. Вот я как раз и застрял в высоковольтных проводах в трёх метрах от земли. Что делать? Ума не приложу! В итоге упал я на землю прямо на копчик. Сразу меня в госпиталь увезли, потому что боль была страшная. А вообще, прыжок с парашютом – это сумасшедший адреналин! У меня всегда была эйфория, взрыв энергии, мы летели группой и пели песни. Ещё запомнил, как на моих глазах горел самолёт. Никогда не мог подумать, что железный самолёт может сгореть меньше, чем за минуту. Хорошо хоть, что из кабины все успели выскочить.
- Есть ли у лётчиков свои приметы и суеверия?
- Ни в одном полку я не видел самолётов с номером 13. Не знаю, почему так, возможно какие-то предрассудки.
- Как сложилась ваша судьба после окончания училища?
- В 1984 году я окончил обучение и стал лётчиком – инструктором. Это звание давали лучшим курсантам за хорошие успехи в учёбе. Мы обучали молодой состав курсантов. С 1988 начались сложные времена. Мы с женой и двумя детьми жили в гарнизоне. Жить там было не просто: воды не было, отопление плохое, для детей никаких развлечений. Я решил, что мы с семьёй возвращаемся в Сатку. У меня был военный стаж, поэтому пошёл работать в полицию до достижения выслуги лет. Сейчас я преподаю авиамоделирование в Сулеинской школе.
- А чем занимаетесь на кружке?
- Мы изготавливаем модели самолётов из подручных материалов: в ход идёт потолочная плитка, клей, картон, какие-то детали делаем сами на уроках технологии. На 9 мая мы обычно запускаем на митинге самодельные ракеты. Я выписываю из Москвы специальные ракетные двигатели, которые крепятся к моделям ракет. К некоторым самолётам мы прикрепляем электродвигатели, а так же делаем радиоуправляемые модели. Могу сказать, что мы работаем не зря. Двое моих выпускников поступили в кадетский колледж, а в этом году уже поступают в военное лётное училище.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии