image

Водонапорная башня XIX века в Сатке

Водонапорная башня XIX века в Сатке

Здание водонапорной башни входит в комплекс первоначальных сооружений железнодорожной станции, основанной в конце XIX века.

В 1887-1890 гг. была построена Самаро-Златоустовская железная дорога – уникальное инженерное сооружение. Её строительство велось вручную, иногда применялись взрывные работы. В некоторых местах приходилось отводить от железной дороги русла рек. Например, для отвода реки М. Бердяуш строители пробили в скале выемку длиной 300 м. «Восемь процентов изыскателей навсегда сошли со сцены, главным образом от нервного расстройства и самоубийства. Это процент войны», - писал в статье «Несколько слов о Сибирской железной дороге» писатель, публицист, инженер-изыскатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.

Он возглавлял одну из изыскательских партий. Часто рабочие впечатления становились сюжетами произведений. В очерке «Вариант» (Написанной в 1888 г., опубликованной в 1910 г.) писатель описывает строительство запроектированного им тоннеля на перевале Сулея. В день прибытия первого поезда в Златоуст 8 сентября 1890 г. Гарин-Михайловский выступал на торжественном собрании с речью, подчеркнув, что «строители работали не за страх, а за совесть». Правительственная комиссия особо отметила, что дорога Уфа – Златоуст представляет большой научный строительный интерес, и может быть признанной одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами. За участие в строительстве в должности начальника участка Гарин-Михайловский был награжден орденом Святой Анны

В 1896 г. началось строительство железнодорожной ветки Бердяуш – Бакал, предназначенной для доставки железной руды с рудника на Саткинский и Златоустовский заводы. 8 января 1900 г. по ветке открылось движение поездов.

Описание объекта: Башня расположена в непосредственной близости как от железнодорожных путей, так и от городского пруда, откуда осуществляется водозабор. В плане башня представляет собой квадрат, крыша двухскатная, кровля – шиферный лист. Нижний ярус обложен рустованным камнем, верхний обшит деревом.

Каменная часть башни обрамлена крупно рустованными лопатками по углам, оконные и дверной проем так же выделены лопатками. Высокие прямоугольные окна первого этажа обрамлены скромными каменными наличниками, портал главного входа акцентирован порталом с аналогичным декором. Нижний ярус венчается аркатурным карнизом со ступенчатым кронштейном.

Второй ярус башни обшит вагонкой. Скромные деревянные наличники с сандриками охватывают два небольших окна второго этажа. Деревянный портал с аналогичным декором обрамляет дверной проем, ведущий на небольшой балкон, спуск с которого ранее осуществлялся по наружной металлической лестнице, в настоящее время утраченной. Второй ярус завершается деревянным карнизом.

XIX

Добавление комментария

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления комментариев.

Комментарии