image

Главный педагог-психолог Челябинска рассказала, как ребенку пережить адаптацию в школе

Образование
08:25
593 просмотра

Через две недели прозвучат школьные звонки, ученики займут свои места за партой. Первоклассники будут знакомиться с новым для них миром, средняя школа — привыкать к выросшим учебным требованиям и бороться с переходным возрастом, а 9 и 11 классам предстоит сдать экзамены. Как детям и родителям стойко пережить самые сложные школьные периоды, называемые адаптационными, рассказала в интервью корреспонденту сайта «Медиазавод» руководитель городского методического объединения педагогов-психологов образовательных организаций Челябинска, педагог-психолог МАУ «СОШ №56» Оксана Ледкова.

Оксана Юрьевна, школа занимает целых 11 лет детской жизни. Есть ли выделенные психологами периоды адаптации детей в учебном заведении и на какой возраст они приходятся?

Можно сказать, что есть определенные периоды адаптационные, которые проходят достаточно сложно у школьников. Это поступление в школу: первоклашечки, для которых совсем все впервые, первый раз в первый класс, неизведанная дорога, в том числе и для родителей, если ребенок первый. Его легко прожить при определенных рекомендациях и настрое. Следующий период — когда ребеночек заканчивает первое звено обучения и переходит в 5-й класс. В педагогической среде называется «первый раз в 5-й класс». Это основное образование, среднее звено, где меняется вся система обучения. Это не один учитель, дорогой, любимый, и не один класс. Детки должны самостоятельно искать кабинеты. Будет не один педагог, а 10-15 педагогов. Это достаточно тяжело для неокрепшей психики ребенка, которому всего 10-11 лет. Плюс еще и предподростковый период. Иногда он проживается даже сложнее, чем поступление в школу. И следующий этап, опять же, адаптационный, когда в юношеском возрасте кто-то уходит во взрослую жизнь после 9-го класса, а кто-то обучение продолжает, доходя до 11-го класса. Во многих школах есть практика классы дифференцировать, создавать профильные классы из выпускников 9-х классов, или делать усиленную подготовку к ЕГЭ. Могут быть такие изменения внутри каждой школы. К таким изменениям девушкам и юношам надо будет как-то адаптироваться. И сам по себе 10-11-й класс ответственный. На детях, родителях и педагогах лежит подготовка к ЕГЭ, поступление в вуз, и желательно на бюджет.

Что делать родителям, если в адаптационный период у ребенка возникает конфликтная ситуация? Нужно в это вмешиваться или стоит переждать, когда пройдет знакомство с коллективом?

Могут происходить такие вещи в период адаптации. Коллектив – структура сложная, что взрослый, что детский. Это то, что должно сформироваться, сплотиться, активно проживать свой этап определенный. Например, пятиклашки – в возрасте адаптационном, еще иногда драчливом. Могут и агрессивно себя проявлять. Конфликтные ситуации могут возникать. Но задача взрослых — помочь ребенку разобраться в этой ситуации. В школах недаром есть психологи, социальные педагоги, классный руководитель всегда активно включен в жизнь детей своего класса, родители активную позицию занимают. Поэтому силами взрослых мы обучаем детей, как нужно бесконфликтно выходить из различных социальных ситуаций. И вообще нужно понимать, что конфликт процесс неизбежный. Нужно просто грамотно из него выходить. Рассматривать любую конфликтную ситуацию как грамотный толчок к развитию. Ну, не будет конфликтных ситуаций, мы и развиваться не будем, стоя все время на одном месте.

«В любом случае нужно верить в себя, ребенка, силу его и успешность. Дети это хорошо чувствуют».

Если говорить именно о первоклассниках, как родителям настроить ребенка на учебный год в школе? Кто-то идет из детского сада, у кого-то был подготовительный этап. Но здесь новый коллектив, учителя.

Мы рекомендуем на этапе поступления в школу с позитивом заходить в новую жизнь. Это такое, условно говоря, путешествие. Хотелось бы, чтобы так интересно, здорово, позитивно путешествие прошло, которое будет развивать, обучать, знания давать, различные ситуации успеха ребенок будет в нем проживать. И для родителей важная задача — с позитивным настроем идти в школу, объяснить ребенку, что детей много, характер разный, педагогов много, но это здорово и интересно, и ты у нас интересный, замечательный, умный ребенок. Семья и родители – это основной ресурс и опора ребенка в любой жизненной ситуации, позитивной и негативной.

Повторю еще раз, что очень важная задача родителей. По статистике специалистами замечено, что вхождение в школьную жизнь не начинается 1 сентября. Должна быть хотя бы за год, полгода подготовка. Если повезет, предварительное знакомство с педагогом, со стенами школы. Недаром есть курсы подготовки, это очень хорошо, если родители туда отдают детей. Ребеночек уже адаптируется, знает, где кабинеты, столовая, ему легче и проще в школьную жизнь войти. Сложнее, если школьная жизнь начинается прямо с порога с 1 сентября. Здесь зависеть будет не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и эмоциональной, психологической, волевой, даже физиологической. Это основные пять пунктов, которые говорят о готовности ребенка к школе. Если пункты на хорошем уровне, ребенок адаптируется — за месяц, даже двух недель некоторым хватает. Те, кто впервые идут, им сложнее. Иногда адаптация идет и полгода. Здесь уже подключаются взрослые, специалисты, классные руководители. Помощь ребенку в любом случае будет. Но основная задача — родительская. Подготовить, настроить, объяснить, как это здорово. Родителям иногда стоит привести свой позитивный пример, рассказать ребенку, как они сами пошли в первый класс, рассказать, как это было замечательно, как много цветов было, как все улыбались. Самый родной человек должен передать свою ситуацию успеха ребенку. Это очень подкрепляет. И в любом случае нужно верить в себя, ребенка, силу его и успешность. Дети это хорошо чувствуют.

 

Есть ли статистика, кому из первоклассников сложнее адаптироваться в коллективе? Может быть, в процентном соотношении?

В процентах вам никто не скажет об адаптации детей 6-7 лет. Но родители сейчас понимают, что в 6 лет рановато ребенка отдавать, по новым федеральным стандартам программы интенсивные. Приходится по 5 уроков в день первокласснику сидеть. Это не в первый и второй месяцы, но все равно это достаточно сложно. В 6 лет не всегда есть волевая, эмоциональная готовность. Даже при отличной интеллектуальной подготовке. Мы не рекомендуем отдавать ребенка с 6 лет. Есть моменты, когда с 6,5 через комитет образования детки приходят. Им, безусловно, сложнее. Деткам бывает сложно, если приезжают из ближайшего зарубежья, Таджикистана, Кыргызстана, у которых русский язык не родной. У них очень сложно адаптационный период проходит. Ну, а вообще практически 90% детей, как показывает первичная диагностика, – это читающие, даже буквы печатные прописывающие, рассуждающие, оперирующие числами. Готовность детей подросла в последнее время.

А что делать, если ребенок приходит, не умеет писать, плохо считает, а рядом с ним за партой такой вундеркинд по его меркам, который уже прописью буквы пишет? Как им существовать в коллективе вместе?

В таком случае подключаются специалисты школы, чтобы понять, по какой программе обучения развиваться ребеночку. Если совсем грустно и плохо все, ребенку сложно осваивать программу, которую предлагает учебное заведение, то собирается школьный консилиум, куда приглашают всех специалистов и даже родителей. Ребенку предлагается другая программа обучения. Она называется адаптированная, то есть подходящая под его возможности. Адаптированная обязательная основная программа есть у каждой школы. В них учитывают особенности детей, и программа, и учебное заведение должны подстраиваться под них.

Как быть, если у ребенка не получается подружиться в коллективе, и родителям он о проблемах не говорит. Звоночки все равно есть? Как распознать эти сигналы в поведении ребенка?

В психологии возрастной есть определенные различия. В начальном звене ведущая деятельность – учебная, ребеночек пытается учиться, старается, у него, как правило, это получается. Состояние первоклассника можно увидеть по поведенческим характеристикам — замкнулся, не идет на контакт или диалог, и учебным – невыполнение домашнего задания, грязь в дневнике. Это и классный руководитель может заметить, ведь бывают сложные ситуации в семье. Например, мама с папой разводятся. Тут и к соцпедагогу нужно обращаться. Могут быть даже рейды, выходы в семью, если говорим о сложной семейной ситуации. Если конфликт в классе, конечно, основная задача стоит перед классным руководителем, потому что он видит и понимает всех своих детей. Но иногда и сами дети, если доверительные отношения с педагогами, подходят и могут обозначить проблему, где взрослые должны подключаться. Сам ребенок может иногда и не справиться с проблемой. Наш мир взрослых должен помочь ребенку конструктивно разрешить ее. Конечно, проблемы возникают, это жизнь, не может быть все ровно и гладко. Бывает, что ребенок и в школе недоговаривает, и маме с папой, взрослые должны заметить это и подключиться. Нельзя быть равнодушными.

Оксана Юрьевна, можно ли как-то предугадать, что у ребенка будут проблемы с адаптацией. Например, молчуны и в классе мало общаются или в коллективе могут по-другому раскрываться?

Здесь, конечно, все очень индивидуально. Молчунов много у нас появляется, замкнутых детей с определенными особенностями в социальной сфере, не желающих выходить на контакт с внешним миром. Здесь большая рекомендация для родителей: сразу обозначить особенность ребенка. Вы понимаете, кто классный руководитель, кто психолог. Подойдите, обозначьте, что вашего ребенка не нужно вызывать к доске сразу, попросите дать возможность адаптироваться. Такая просьба со стороны родителей — это совершенно нормально! Это облегчит задачу и ребенку, и педагогу. Ведь педагогу тоже предстоит пройти процесс адаптации, когда он увидит 25-30 своих деточек. Ему нужно каждого понять, узнать, каждого характер найти, изюминку. Педагог один, а детей 30. За ними мама-папа за плечами, уже 60 взрослых. А иногда и активные бабушки и дедушки бывают. В ситуации адаптации все. Поэтому всем пожелаем хорошего учебного года и терпения.

Вы говорите, что детки очень старательные в начальной школе, выполняют все задания. Но как правильно настроить их, чтобы не было перекоса или в сторону учебы, или в сторону отдыха, если ребенок пришел из детского сада?

Важна социальная готовность ребенка к школе, который понимает, что школа — определенная ответственность, обязанность, что не будет сончаса и полдника, как в садике. Здесь нужно его понимание, что будет другая, более взрослая жизнь. Ему об этом расскажут только родители, которые понимают его, любят, берегут, готовят к новой взрослой жизни. Задача родителей огромнейшая на этом периоде, когда ребеночек уже готов, что месяц-два по 30 минут будут уроки (как правило, такой адаптационный период в школах), а потом уже по-взрослому, что будут домашние задания. У первоклассников щадящий режим, там нет оценок, но каждый педагог в своем журнальчике оценивает потенциал, способности, особенности ребенка. Они будут получать наклейки и смайлики, дети будут стараться, но без старания и усилий не будет поощрения в виде наклеек. Совместно нужно работать детям и родителям, чтобы все понимали, куда пришли, но с позитивом нужно.

Если у ребенка в коллективе возникли проблемы, решит ли их перевод в другую школу? Или можно все наладить и в том же классе и учебном заведении?

Шаблонного рецепта никто не скажет. В каждой ситуации нужно индивидуально разбираться. Если очень острая ситуация, она накалилась до предела, две стороны и слышать не хотят друг друга, — перевод в другую школу иногда и выход. Но все-таки от себя и ситуации своей не убежишь, никто не застрахован из участников конфликтных сторон, что ситуация не проявится еще раз. Такая проблема не случайна, значит, ее нужно попытаться разрешить. В любом конфликте нужно выстраивать систему диалога, важно, чтобы две стороны слышали друг друга. Уже в крайнем случае мы меняем школу. И никто не застрахован, еще раз скажу, что в другом заведении не будет той же ситуации.

«Задача взрослых — идти на диалог, хотя сделать это сложно, дети себя противопоставляют нам. Они сами взрослые, сами все знают и понимают. Хотя это далеко не так».

В среднем звене тоже бывает смена коллектива, появляются другие учителя. К школе дети уже привыкли, а нововведения все равно есть, и как справиться с ними?

Переход в 5-й класс, среднее звено, — другая ситуация развития ребенка вообще. Он, вроде, ребенок, но уже не тот, который в 1-й класс пришел. Но еще и не совсем взрослый, потому что только вступает в предподростковый период. Это мостик, который шатается. У него и психика шатается, и сам он неуравновешенный, потому что психика гибкая, ребенок ранимый, эмоциональный. Подростки плачут, тут же смеются, хохочут. Все это совпадает с переходом в 5-й класс, где меняется ситуация еще и образовательная. Период сложный достаточно, тут нужно пожелать терпения и самим деткам, и родителям большой мудрости, чтобы детей поддержать в данный период. Тут учеба на второй план отходит, мотивация школьная и учебная снижается, зато общение со сверстниками, заседание ВК, в телефоне прямо цветет и пахнет. Поэтому помощь родителей, безусловно, тоже очень важна. Кроме того, первые полгода детки притираются друг к другу, к расписанию, узнают кабинеты. Большая роль классного руководителя, как он сплотит свой класс, как найдет что-то новое, интересное, зажжет свой класс, ведь иногда он собирается из других детей. Опять же, ребенок не знает, как справляться с такими сложностями. Тут нужна помощь от мира взрослых, нас с вами, классных руководителей, специалистов и родителей, которые встанут на сторону своего ребенка, будут защищать его. Мы взрослые, мы готовы помогать. В школах ведь проходят специальные психологические советы по адаптации. Школа серьезно занимается системой обучения в 5-м классе. Специалисты проводят свои мониторинги, высеивают группу риска, на которую нужно обратить внимание. Поэтому в любом случае психологи и анкетирование с родителями делают, и с детьми. Потом занимаются с этими детьми. Это все прописано в плане специалистов в школе.

У переходного возраста нет четкой границы. Как понять, что ребенок уже в него вступил, что ему нужно больше понимания, внимания и меньше раздражения сейчас? Как вообще вести себя с детьми в этот период?

Сейчас возрастные границы настолько уплыли, все очень индивидуально. Как личность отдельного ребенка рассматриваем, а у него уже давно пубертатный период прошел. А другой в том же возрасте даже не в предподростковом периоде. Ну, совсем нет четких границ. Но самые острые пики возникают, если брать статистику, в 11-12 лет сложно проживаются детьми. У кого-то ровно прошел этот период, но вдруг в 15 лет возникло пиковое состояние резкой эмоциональной нестабильности, скачков эмоциональных. Нельзя четко говорить. Но в любом случае это период, когда родители должны быть рядом, помогать, слышать, чувствовать ребенка, не бросать его в сложной ситуации. Далеко не все дети готовы самостоятельно разрешить ситуацию конфликта, неуспеха. Здесь задача взрослых — идти на диалог, хотя сделать это сложно, дети себя противопоставляют нам. Они сами взрослые, сами все знают и понимают. Хотя это далеко не так. Родители были бы тут большими помощниками. Если не сложилось доверительных отношений с родителями, подросток может обратиться к авторитетному взрослому. Это старший брат, педагог в школе. Такое часто бывает, что с классным руководителем, например, сложились хорошие отношения. Есть люди, которые помогут, и они должны быть у каждого подростка.

Чем опасен переходный возраст для подростка в отношении коллектива, учебы? Есть вероятность, что подросток все бросит и скажет: «В школу не пойду больше никогда»?

Есть вероятность, конечно. В случае таких экспрессивных, саботажных состояний нужно помогать ребенку, объяснять, зачем нужно образование. Хотя они по-другому мыслят: зачем образование, есть навык и ты успешен в жизни? Мыслят они не как мир взрослых. Но надо объяснять, должен состояться диалог. Исходя из практики, если в семье сложились доверительные отношения, если ребенок понимает, что семья — его поддержка, как правило, таких ситуаций не бывает. Но бывает семейное неблагополучие, что скрывать. Тем более если ситуация развода в семье попадает на подростковый возраст. Здесь тяжело, приходится ребенку помогать в первую очередь, чтобы посещал школу, не унывал, не был в депрессивном состоянии. Если в семье не все комфортно и замечательно, на ребенке отразится в первую очередь. Поэтому важно понимать, в каком состоянии ребенок.

Кружки по интересам помогут улучшить эмоциональное состояние ребенка? Вообще может ли быть такая ситуация, что у подростка только школа-дом в жизни, больше никаких развлечений и увлечений?

Внеурочная деятельность играет весомую роль в становлении личности ребенка. Не может жизнь состоять только из цепочки школа-дом. Это уж совсем пресно. И ребенок будет так воспринимать потом: мне только сюда ходить и обратно, уроки делать. Нужно насыщать свою жизнь чем-то веселым, ярким. Особенно если у ребенка в школе не очень получается. Тогда вообще грустная история. А ребенок спортивно развит или художественно одарен. Там у него ситуация успеха! Он будет с удовольствием бежать на свою спортивную секцию или в художественную школу, для него это вторая замечательная история. Однозначно, ситуация развития ребенка не должна замыкаться на одной школе. Разносторонние интересы, кружки, — то, что его будет развивать, улучшать состояние. Ситуации успеха могут быть везде: в школе, дома, на улице с друзьями, во внеурочное время. Свободное время мы посвящаем не только компьютерным играм и соцсетям, мы куда-то ходим и там развиваемся. Это плюс большой. На это тоже нужно обратить внимание родителям.

«На детей не надо слишком давить. Вот такая у нас система, спрашиваем с детей, спрашиваем. Но ответственность делится, и родители помогают готовиться, и ребенок готовится, учится, старается».

Как жить тем, у кого на носу экзамены? Кажется, это самый сложный период , потому что на школьников идет серьезное давление и от учителей, и от родителей. И как же родителям себя вести, как объяснить, что любая ситуация на экзамене — нормальная?

В такую группу риска попадают выпускники 9-х и 11-х классов. От удачной сдачи экзаменов в нынешней ситуации образования зависит очень многое. Поступление в техникумы, колледжи, вузы. Поэтому безусловно на ребенка ложится двойная ответственность. Как сдадим, так поступим или не поступим. Всю ответственность не рекомендуем перекладывать на плечи ребенка. Безусловно, ребенок будет готовиться и писать экзамен, но как мы организуем год учебный — это на ответственности родителей и педагогов. Никто не умалял их ответственности. Они тоже проходят всю программу вместе с детьми. При понимании, что слабо ребенок осваивает программу, школа организовывает курсы, а родители ищут помощь со стороны: либо родственников, которые знают предмет, либо репетиторов. Если нет возможности нанять репетитора, хороший вариант — видеоуроки в интернете по любому предмету, их огромный выбор. Опять же, родители могут знать и понимать, что при сдаче экзаменов и неполучении баллов, которые необходимы, нужны запасные варианты, куда бы дети еще могли поступить. Не может быть трагедии, что баллы не набрали и жизнь закончилась. Нет! Всегда есть места, факультеты, учебные заведения, куда ребенок попадет, и родители должны знать и понимать это, в системе диалога проговорить, что у них есть установка: мы хотим сюда и пройдем сюда, но еще есть такой-то и такой-то вариант. Ответственность лежит на всех. На детей не надо слишком давить. Вот такая у нас система, спрашиваем с детей, спрашиваем. Но ответственность делится, и родители помогают готовиться, и ребенок, понимая, насколько вкладывается родитель, видя его помощь, тоже ответственно подходит, готовится, учится, старается.

А есть какой-то секрет психологической разрядки для ребенка, чтобы он мог расслабиться, приходя из школы? Можно просто уделить время хобби или есть специальные упражнения?

Упражнений много. Это и аутотренинги, и разгрузка психологического здоровья. Нагрузка у старшеклассников большая, мы приходим и можем просто полежать 15 минут, отключая сознание. Физическая нагрузка очень хорошо компенсирует интеллектуальную. Проехать на велосипеде, прогулять по парку — все это восстанавливает силы, тонус, кровообращение восстанавливает. Не нужно ежеминутно учиться, учиться, учиться. Какими силами и ресурсами это дастся? И потерей зрения, и искривлением осанки. Нужно заботиться о своем внутреннем состоянии также. Все хорошо в меру. Эта пословица актуальна с 1-го по 11-й класс. Поэтому, если было у вас 7-8 уроков, отдохните, покушайте, восстановитесь сначала, уже потом сядьте за уроки. И нужно делать перерывы, не нужно сидеть по 3-4 часа, не поднимая голову. 40-45 минут занятие, 10-15 минут переменка. Не нужно менять режим кардинально, тем более, за школьные годы к нему уже привыкли. И перед экзаменами важен определенный настрой. Знаю, что тренинги есть и в школах. Там учат правильному дыханию в стрессовой ситуации, восстановлению психологическому, которое происходит, если мы массируем пальчики, виски, кончики мочек. Такие приемы облегчат состояние школьника в сложной ситуации.

Материалы сайта mediazavod.ru

Фото: pp.userapi.com 

image
image